Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

17 июля — память Царственных страстотерпцев

ЧЕРЕЗ ГОДА, ЧЕРЕЗ ВЕКА — ПОМНИТЕ!

Начало почитанию Царской семьи положил Святейший Патриарх Тихон, отслуживший панихиду по убиенному императору уже через три дня после его расстрела. Ныне православные люди совершают паломничество в Екатеринбург, к месту гибели св.Царской семьи, молитвенно обращаются: «Святые Царственные страстотерпцы, молите Бога о нас!» Сегодня у нас в гостях М.А.Процкая, которая вместе с группой прихожан храма св.вмц.Варвары в пос.Рахья во главе с настоятелем о.Олегом Патрикеевым совершила паломничество в Екатеринбург и Алапаевск.

Марина Александровна: — Наша поездка состоялась с 3 по 6 мая. Вылетели ночью, и уже через 2,5 часа ступили на екатеринбургскую землю, щедро политую царской кровью.

Выйдя из гостиницы, отправились в Храм на Крови – самый высокий храм Екатеринбурга, построенный на месте Ипатьевского дома, где была казнена Царская семья. Сам Ипатьевский дом по указу Ельцина сровняли с землёй ещё 23 сентября 1977 года, но только в 2000—2003 годах на этом месте построили пятикупольный двухуровневый храм. Верхний храм — во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, нижний храм — в честь Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Перед храмом установлена скульптура из семи фигур – Царь с Царицей и пятеро детей.

— То есть от исторического места, где были убиты последний русский Царь и вся Царская семья, ничего не осталось?

— Не совсем так. В цокольном этаже находится крипта, символически воссоздающая расстрельную комнату, в которой погиб Государь с супругой, детьми и четырьмя приближёнными. На месте убийства установлен алтарь, рядом размещён музейный комплекс, где можно узнать многое о последних днях жизни Царской семьи.

ЦАРСТВЕННЫЕ СТРАСТОТЕРПЦЫ

Будущий император Николай II был крещён в честь Свт.Николая Чудотворца, однако большее влияние на его судьбу оказал другой святой — Иов Многострадальный, в день памяти которого престолонаследник появился на свет. Николай Александрович не раз говорил, что чувствует «глубокую уверенность», что «обречён на страшные испытания». Испытаний на долю последнего российского императора и в самом деле выпало немало. Убийство деда, потеря отца, раннее вступление на престол, долгое ожидание наследника, слабое здоровье сына, народные волнения 1905 года, война с Японией, Первая мировая, революция 1917 года, отречение от престола, заключение, ссылка и страшная смерть…

Последняя российская императрица Александра Фёдоровна страдала заболеванием суставов, вынуждавшим её в конце жизни периодически прибегать к помощи инвалидной коляски. Однако это не помешало ей по-своему помогать супругу в служении русскому народу: к началу 1909 года под покровительством императрицы состояло 33 благотворительных общества, общин сестёр милосердия, убежищ, приютов. В 1915 году, в разгар Первой мировой войны, Александра Фёдоровна вместе со старшими дочерьми Ольгой и Татьяной, пройдя обучение сестринскому делу, ассистировала при операциях и ухаживала за ранеными в Царскосельском госпитале.

Арест и ссылка стали для Ольги Николаевны тяжёлым ударом. Старшая из сестёр, она острее других детей осознавала глубину опасности, в которой они оказались. Её здоровье пошатнулось, Ольга редко выходила, держалась отчуждённо. «Тревоги и волнение… произвели перемену в нежной, красивой двадцатидвухлетней девушке, превратив её в увядшую и печальную женщину средних лет», — вспоминает фрейлина С.Буксгевден. При расстреле в подвале Ипатьевского дома Ольга погибла одной из первых.

Скромная и сдержанная Татьяна, которой во время Первой мировой войны было всего 17 лет, вела обширную общественную деятельность: организовывала работу комитетов по оказанию помощи пострадавшим, устраивала сборы пожертвований, работала в госпиталях в качестве хирургической сестры. В ночь на 4(17) июля 1918 года последним, что Татьяна сделала в своей жизни, была отчаянная попытка закрыть собой от выстрелов и ударов младших сестрёнок — Марию и Настеньку.

Генерал М.К.Дитерихс вспоминал, что Мария «во время прогулок в парке… заводила разговор с солдатами охраны, расспрашивала их и прекрасно помнила, у кого как звать жену, сколько детишек, сколько земли…» Даже во время ареста она сумела расположить к себе всех окружающих, не исключая комиссаров Панкратова и Яковлева. Но и это не помогло ей пережить ту страшную ночь…

В сложные для семьи времена после ареста неподдельный оптимизм Анастасии был утешением и отрадой для всех. Ей довелось прожить всего 17 лет. Она умерла не от пули, её докалывали штыками.

Цесаревич Алексей был дарован Богом родителям за их долгую — десятилетнюю! — молитву. И.Степанов так вспоминает о Цесаревиче: «Не от мира сего. О нём говорили: «Не жилец!» Я в это верил и тогда. Такие дети не живут. Лучистые глаза, чистые, печальные и вместе с тем светящиеся временами какой-то поразительной радостью». С интересом и вниманием вглядывался он в жизнь простых людей и часто восклицал: «Когда я буду царём, не будет бедных и несчастных, я хочу, чтобы все были счастливы!» Быть может, ему удалось бы воплотить свою мечту в жизнь, если бы он не был расстрелян на руках у отца.

ГАНИНА ЯМА

Марина Александровна: — В верхнем храме есть необычная мозаика, на которой изображены Романовы — Царь с Царицей и пятеро детей, стоящие на коленях. Это реальный эпизод из жизни Царской семьи: когда была их последняя в этой жизни служба, священник вдруг начал читать панихиду — по ещё живым, и вся Царская семья встала на колени… Они сами себя отпели… Знаете, когда мы зашли в Храм на Крови, вся наша группа — стар и млад — в едином порыве опустилась на колени, многие заплакали.

Каждый год в ночь с 16 на 17 июля в Храме на Крови проводится богослужение в память о погибших Царственных страстотерпцах, а затем крестный ход идёт до Ганиной Ямы. Именно сюда той страшной июльской ночью 1918 года были привезены и сброшены в шахту изувеченные трупы последнего Императора России и членов его семьи.

— Странное название — Ганина Яма. Я читала, что там сейчас мужской монастырь во имя святых Царственных страстотерпцев, дабы отмолить убийство Помазанника Божия и невинных детей.

— Да. И каждое лето монастырь посещают до 20 тысяч паломников. На территории монастыря, который со всех сторон окружает сосновый бор, находятся несколько храмов, Ганина Яма и Поклонный крест около неё.

Когда мы стояли у Ганиной Ямы, было ощущение присутствия… может быть, потому, что вдоль дорожки стоят большие полупрозрачные портреты Императора Николая II, Императрицы Александры, Царских детей, врача Е.Боткина. Вечером мы с иконой Царственных мучеников (которую приобрели в Екатеринбурге и привезли в наш Варваринский храм в Рахье) с молитвой трижды обошли крестным ходом вокруг Ганиной Ямы. И вот что удивительно: вокруг цветы, трава, птицы поют, а в середине заросшей травой ямы, ведущей в шахту, куда были сброшены тела мучеников, лежал снег…

Почему Ганина Яма так называется? В середине XIX века железнодорожным рудником владел подрядчик Гавриил. Местные жители звали его по-простому — Ганя. Когда Екатеринбург охватила «золотая лихорадка», он также принялся искать золото в своих «владениях», но нашёл железную руду. Когда запасы руды иссякли, Ганя забросил рудник, но имя его закрепилось за шахтой.

Сейчас рядом с Ганиной Ямой выстроен деревянный храм, в котором мы присутствовали на литургии. Посетили мы и расположившийся здесь музейно-выставочный центр, в котором собрана обширная информация — фотографии, документы, кадры кинохроники — о правлении и гибели Царской семьи и о создании монастыря. На территории монастыря установлен памятник погибшим Царским детям и бюсты Николая II и Царицы Александры Фёдоровны.

ДАРМШТАДТ… МОСКВА… АЛАПАЕВСК…

— Следующий пункт нашего паломничества был Алапаевск. Это довольно далеко от Екатеринбурга — 149 км. Здесь трепетно чтут память алапаевских узников — вел.княгини Елисаветы Романовой, её келейницы инокини Варвары Яковлевой, а также вел.князя Сергея Михайловича, князей императорской крови Игоря, Иоанна и Константина Константиновичей и князя Владимира Павловича Палея — героев Первой мировой вой­ны! В центре города установлен памятник св.мученице кн.Елисавете, которая держит в руках букет лилий. В 1992 году — в год прославления вел.княгини Елисаветы и инокини Варвары в лике преподобномучениц — рядом со Святой Шахтой, куда были сброшены тела алапаевских узников, возвели часовню, в 1991 году был установлен Поклонный крест, а ещё спустя пять лет построен мужской монастырь в честь Новомучеников Российских.

— Алапаевск… маленький уральский город, никому до поры до времени неизвестный. Странно, что именно здесь заканчивает свою земную жизнь принцесса Гессен­Дармштадтская, великая княгиня Елисавета…

Марина Александровна: — Мы тоже удивлялись. А ответ нашли в брошюре, изданной Алапаевским женским Елисаветинским монастырём, который находится рядом с Напольной школой, где содержалась вел.княгиня Елисавета и другие алапаевские узники. Оказывается, Алапаевск трижды всплывал в жизни вел.княгини.

«В июле 1914 года, перед самым началом Первой мировой войны, кн.Елисавета отправляется в паломничество по уральской земле. Она планирует посетить Пермь, Верхотурье, Екатеринбург, Тагил и Алапаевск. Её сопровождает игумен Серафим Кузнецов — начальник Серафимо-Андреевского скита Белогорского монастыря. Паломники поклоняются мощам святых Стефана Великопермского, Симеона Верхотурского. Вечером 18 июля запланировано отбытие в Алапаевск. Но 17 июля в России объявлена мобилизация, и кн.Елисавета прерывает паломничество. Удивительно то, что Елисавета Фёдоровна планировала пробыть в Алапаевске сутки, в то время как на Тагил и Екатеринбург она отводила всего восемь часов. Что вел.княгиня собиралась делать в заштатном Алапаевске?

Основная версия исследователей: возможно, она ехала туда для переговоров с бывшим в то время настоятелем Свято­Троицкого собора протоиереем Димитрием Диевым, членом Екатеринбургского отдела Императорского Православного Палестинского Общества, председателем которого была Елисавета Фёдоровна. По другой версии, у кн.Елисаветы была запланирована встреча со старообрядцами, скиты которых были разбросаны по всему Уралу. Как известно, Елисавета Фёдоровна явилась ходатаицей перед Николаем II, сообщив ему о запечатанных алтарях староверов и запрете на доступ к ним. Николай II повелел открыть алтари старообрядческих храмов. Возможно, что, почитая кн.Елисавету как благодетельницу, староверы просили её о встрече…

Наступил 1917 год. Красный Октябрь открыл эпоху невиданных гонений на веру, сопоставимых с первыми временами распространения христианства. Вел.княгиня Елисавета могла покинуть Россию. Но не уехала. Ещё была возможность скрыться внутри России: игумен Серафим предлагал ей «поехать с ним в Алапаевск», где у него есть «хорошие люди в старообрядческих лесах». Княгиня отказалась. Вторая возможность посетить Алапаевск была упущена…»

Марина Александровна: — В апреле 1918 года великую княгиню Елисавету Фёдоровну арестовали, а уже 20 мая доставили в Алапаевск вместе с другими будущими алапаевскими мучениками и разместили в Напольной школе.

НАПОЛЬНАЯ ШКОЛА

— Школа получила такое название, потому что была построена на окраине Алапаевска — «на поле», сразу за ней простирались пахотные поля. 18 июля 2003 года в одной из комнат Напольной школы, где держали в заточении великую княгиню Елисавету, была открыта Мемориальная комната, ставшая местом памяти и скорби для тысяч паломников. Когда мы были в Напольной школе и зашли в ту самую комнату, экскурсовод сказал: «Обратите внимание на медные шпингалеты на окне — они подлинные, того времени». Мы трепетно погладили эти шпингалеты, которых касались ручки святой Елисаветы. В комнате полы из необычно широких досок, видимо, на них пошёл могучий сибирский кедр.

«В первый месяц условия содержания узников были мягкими: им разрешено было посещать богослужения в местной церкви, принимать местных жителей, которые приносили им еду, заниматься садоводством. До сих пор возле Напольной школы растёт яблоня, по преданию посаженная вел.княгиней Елисаветой. Но с 21 июня 1918 года, после того как в лесу под Пермью был убит вел.князь Михаил Александрович (брат Николая II), алапаевские узники были переведены на тюремное положение.

18 июля 1918 года палачи разбудили узников, связали им руки за спиной, завязали глаза. Узники повиновались безропотно. На подводах их вывезли за город к одной из заброшенных шахт железного рудника Нижняя Селимская и после удара обухом топора по голове сбросили в шахту…»

Марина Александровна: — Они не сразу умерли. Тела должны были упасть на дно, но попали на перестил из брёвен и остались на нём. В результате изломанные, с жуткими ранами, они оказались живы. Свидетелем свершившегося злодеяния был кто-то из местных крестьян, он сообщил потом следствию, что Елисавета Фёдоровна громко молилась, когда её сбрасывали в шахту: «Господи, прости им — не знают, что делают». Она молилась почти теми же словами, что и Господь наш Иисус Христос за своих мучителей, когда Его распинали на Кресте… Неизвестно доподлинно, сколько дней ещё прожили алапаевские мученики, страдая от боли, голода и жажды. Но очевидцы рассказывали, что из шахты какое-то время доносилось пение Херувимской песни.

«В конце сентября 1918 года армия Колчака освободила Алапаевск от красных. Тела мучеников подняли и отвезли в кладбищенскую Екатерининскую церковь. Гробы с телами мучеников оставались в Алапаевске до лета 1919 года. Но победы Белой армии оказались временными, и, чтобы над телами не надругались, их решено было увезти из Алапаевска… В январе 1921 года под храмом равноап.Марии Магдалины в Гефсимании иерусалимский Патриарх Дамиан совершил погребение вел.княгини Елисаветы и инокини Варвары. Быть похороненной на Святой Земле — такое пожелание высказала вел.княгиня ещё в 1888 году, когда посетила с супругом Иерусалим и была на освящении храма св.Марии Магдалины».

Марина Александровна: Всего три дня длилось наше паломничество, а столько всего передумалось! Пришло осознание, что именно здесь настал конец той России — могучей, светлой, царской, которой уже никогда не будет. Святые Царственные страстотерпцы, молите Бога о нас!

Подготовила Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая