Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

НАДЁЖНЫЙ ПУТЬ СПАСЕНИЯ

Когда мы ходили к святым отцам в Скит, то зашли и к авве Моисею, мужу высокому своей добродетелью и премудрому в Божественных делах. Кроме прочих душеполезных бесед, спросили мы его и о том, как исповедовать помыслы и как это делать. Мы сказали, что наша застенчивость и утаивание помыслов происходят обычно от ложного страха, потому что некоторые отцы, выслушав братьев, не только не исцеляли, но и укоряли и повергали их в отчаяние. С такими случаями нам самим пришлось столкнуться в одном районе Сирии. Некий брат со всей простотой и откровенностью открыл душу одному местному старцу. Преодолев стыд, юноша обнажил пред ним потаённые уголки своего сердца. Старец же от его слов пришёл в негодование и принялся бранить беднягу за столь дурные помыслы, и многие другие монахи, узнав об этом, стали стыдиться открывать свои мысли святым.

Авва Моисей ответил нам:

— Это хорошо, чада, не скрывать свои помыслы от отцов, но исповедаться свободно и начистоту. И не слушаться своего мнения, а без всяких колебаний довериться опытности отцов. И всё же тайны сердца нужно поверять старцам духовным, рассудительным и известным, а не каким попало или старым лишь годами. Ведь многие видят только возраст и внешний вид, открывают свои помыслы и вместо исцеления получают отчаяние, потому что не тех слушали. Так, один брат весьма изнурял себя трудом, тем не менее бес блуда не оставлял его. Он пошёл к старцу и открыл ему свою беду. А тот, будучи неопытен, услышав это, возмутился, назвал брата окаянным и недостойным даже носить монашеское одеяние, раз принимает такие помыслы. От его слов юноша пришёл в отчаяние, оставил свою келью и пошёл в мир. Но по Божию Промыслу встретился с аввой Аполлосом, самым опытным из старцев. Тот, увидев его очень мрачным и подавленным, спросил: «Брат, чем ты так расстроен?» От глубокого уныния поначалу брат ничего не отвечал, но старец уговорил его рассказать о причине своей печали. «Меня мучают блудные помыслы, — начал юноша. — Я открыл их старцу. И по его словам, у меня нет никакой надежды на спасение, и вот я ухожу в мир».

Услышав это, отец Аполлос долго успокаивал и вразумлял беднягу. «Не удивляйся, чадо моё, — сказал он, — и не отчаивайся. Меня даже в моём возрасте крепко терзают такие же помыслы. Не падай духом — это искушение. Его исцеляет не столько человеческий труд, сколько человеколюбие Божие. Только об одном прошу тебя, сделай милость, возвращайся в свою келью».

Брат так и поступил. Авва Аполлос проводил его до самой кельи, а потом пошёл к старцу, сбившему брата с толку. Он остановился перед его кельей и со слезами стал просить Бога: «Господи, ты всё делаешь к лучшему и даёшь искушения для нашей же пользы, пошли напасти молодого брата на этого старца, чтобы он хоть в своём возрасте на себе познал то, чему не научился за столь долгое время, и понял, что нужно сочувствовать тем, кого искушает дьявол».

После окончания молитвы авва увидел (чёрного) эфиопа, появившегося возле кельи и принявшегося метать стрелы в старца. Уязвлённый ими, несчастный зашатался, как пьяный. Не в силах вынести нападения, он выскочил на улицу и направился в мир той же дорогой, что и молодой монах. Увидев его, авва Аполлос вышел ему навстречу и спросил: «Куда идёшь, отче, и чем ты так встревожен?» Тот, сообразив, что святому известно случившееся с ним, от стыда ничего не мог ответить. Тогда авва Аполлос сказал: «Вернись в свою келью и впредь осознай свою немощь и пойми, что дьявол либо про тебя ещё ничего не знает, либо презирает тебя и поэтому считает для себя недостойным даже воевать с тобой. И это действительно так, ибо ты и единого дня не смог выдержать его нападения. Это случилось с тобою за то, что ты, встретив новоначального брата, воевавшего с общим врагом, вместо того чтобы воодушевить юношу на подвиг, вверг его в отчаяние. Ты забыл, что требует премуд­рая заповедь: «Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение?» (Притч.24,11); или притчу Спасителя: «…трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит…» (Ис.42,3). Ибо никто не смог бы выдержать нападения врага или погасить разжжения естества, если бы Божия благодать не защищала человеческую немощь. Вот так и исполнился на нас Божий замысел нашего спасения. Поэтому обратимся к Богу с общей молитвой, чтобы Он отвёл скорбь, которую наслал на тебя. «…Ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их; Он поражает, и Его же руки врачуют» (Иов.5,18). Он «умерщвляет и оживляет, низводит в преисподнюю и возводит» (1Цар.2,6).

Сказав это, авва помолился и тотчас избавил старца от брани и на прощание посоветовал ему просить у Бога дать ему язык мудрых, чтобы он мог словом подкреплять изнемогающего (Ис.50,4).

Из этого очевидно, — продолжал Моисей, — что не существует иного надёжного пути спасения, кроме как открывать свои помыслы опытным старцам, от них получать наставления в добродетели и не доверяться своей воле.

«Благолюбие». Святая Гора Афон. Т.1

предыдущая    следующая