Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Разговор с пастырем

О. АЛЕКСАНДР ЗАХАРОВ. ЖИЗНЬ НА ТВЁРДОМ ФУНДАМЕНТЕ

Хочу напомнить вам, родные мои, отрывок из Евангелия от Марка, в котором рассказывалось о том, как два ученика Спасителя, которые между собой были родными братьями, — Иоанн и Иаков (папу у них звали Зеведеем, маму — Саломией) — с такой просьбой обратились к Спасителю: «Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим. Он сказал им: что хотите, чтобы Я сделал вам? Они сказали Ему: дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей. Но Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься; а дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано. И, услышав, десять начали негодовать на Иакова и Иоанна». (Мк.10,35­41).

Ну как тут не негодовать, когда перед тобой такие выскочки: решили получше устроиться! Хотя сыновья Зеведеевы, действительно, не знали, чего просили: по правую и по левую сторону от Спасителя в самое ближайшее время оказались те двое разбойников на крестах. А апостолы так самонадеянно отвечают Учителю: «Можем, можем!» Как-то они прослушали всё, что предстоит Ему перед Воскресением, — и оплевание, и издевательства, и крестная смерть… А вот то, что Он в третий день воскреснет, — это услышали!

И вот Господь сказал им такие слова, на которые не только ученикам, но и нам с вами нужно обратить внимание: «Иисус же, подозвав их, сказал им: вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть бОльшим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом» (Мк.10,42—44).

Поразительные слова… Мы очень, очень редко видим в окружающем нас мире таких начальников, которые так бы себя вели. Мы, хоть и живём в такое время, когда христиан разных конфессий на земле довольно много, — нечасто наблюдаем христианское поведение. И если мы будем внимательно читать Евангелие, то мы можем прочитать про такие вещи, которые в современной жизни можно увидеть тоже очень редко. Чтобы не быть голословным, я прочту ещё один отрывок на ту же тему — из Евангелия от Луки, из Нагорной проповеди:

«Но вам, слушающим, говорю: любИте врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад. И кАк хотите, чтобы с вами поступали люди, тАк и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем, которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то� же делают. И если взаймы даёте тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же» (Лк.6,27—34).

Ну, сегодня даже и таких то грешников мало, которые дают взаймы, чтобы получить обратно столько же… Сегодняшние грешники хотят получить обратно не столько же, а с процентами…

«Но вы любИте врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк.6,35—36).

Дело в том, солнышки мои родные, что Евангелие и вообще христианство — это не только объём каких-то вероучительных истин, таких как догмат о Троичности Божества или о неслиянности и нераздельности Божественной и человеческой природы в Иисусе… Также христианство — это не только набор постановлений и канонических правил: когда поститься, когда молиться, как молиться… Это всё, конечно, в христианстве есть, и это всё очень желательно знать и делать. Но христианство  это не просто мировоззрение, не просто образ мыслей, — а это больше образ действий, образ жизни.

Современная жизнь сплошь и рядом ставит нас — даже в течение одного дня — перед множеством разных выборов, и нам приходится решать, как поступить в той или другой ситуации. Казалось бы, для верующего человека ответ на вопрос, как поступать, ясен: поступать надо по воле Божией. В чём она состоит и чего Бог от нас хочет, это мы только что прочли в отрывке из Евангелия от Луки. Но, к сожалению, у нас эти слова очень часто остаются на уровне понимания, а вот уровень действий не всегда соответствует тому, что мы понимаем.

А между тем, солнышки вы мои родные, когда мы от этой жизни в другую придём, о чём Господь спросит нас на Страшном суде… Помните, как описывается Страшный суд? О чём вопросы задаются? Там не будет экзаменов по догматическому богословию, или по сектоведению, или по литургике. Там вообще не будет вопросов типа: «Знали ли вы вот это, вот это, вот это?» Там будет вопрос: «Любили ли вы и кого любили — Бога и ближнего, как вам было заповедано, или только себя?»

Почему же наши знания не соответствуют тому, что сплошь и рядом наблюдается? А потому, что это на самом деле очень трудно — жить по-Божиему! Очень трудно. Жить не так, как я хочу, а так, как Бог велит; не руководствуясь представлениями о том, как мне будет легче, как мне будет проще, как мне будет приятнее, выгоднее и т.п., — а как Бог велит, — хоть так жить и тяжело, и невыгодно, и очень трудно. Потому что сплошь и рядом приходится наступать на свою самость, на свою гордыню, на своё самолюбие, — а это непросто.

Когда кто-то пытается не только читать Евангелие, но и хоть как-то соответствовать прочитанному, тогда он очень быстро начинает понимать: самый страшный, самый опасный, самый главный враг, он не где-то вне нас сидит, — он в каждом из нас. Это тот самый эгоизм — самость наша. Вот она-то и не позволяет нам жить по-Божьи. Почему у нас так часто нестроения всякие в жизни, проблемы возникают, скорби, а часто и катастрофы? Потому что не живём по-Божьи.

Вот послушайте, какие слова упрёка Господь говорит в конце Нагорной проповеди:

«ЧтО вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, чтО Я говорю? Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода напёрла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне. А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда напёрла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое» (Лк.6,46­49).

Вот причина, почему иногда у нас в жизни всё рушится. Потому что основания под нашей жизнью — крепкого, надёжного, прочного — нет. У нас есть только правильное понимание о том, как надо жить, а правильная жизнь далеко не всегда ведётся. Поэтому, родные, помолимся, и сердечно прошу ваших молитв о себе грешном: я и сам далеко не всегда соответствую тому, чему учу и что читаю, — но прошу ваших молитв, чтобы хоть как-то постараться соответствовать. И вам того же желаю.

предыдущая    следующая