Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Слово пастыря

И РАДОСТИ НАШЕЙ НИКТО НЕ ОТНИМЕТ У НАС

В Евангелии Господь говорит о том, чтобы мы, христиане, просили у Бога Духа Святого и что Бог Отец даст нам Утешителя. Но зачем нам Его об этом просить? Почему это нужно и важно современному христианину? Отвечает доктор богословия, доктор медицинских наук, профессор, настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках протоиерей Григорий ГРИГОРЬЕВ.

Отец Григорий: — Господь сказал: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11,28) и ещё: «…Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины…» (Ин.14,16—17), «и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас…» (Ин.16,22).

Если мы говорим о том, что такое радость о Господе, то это доверие к Богу. Доверие к Богу — это восстановление нашего нарушенного грехами образа и подобия Божьего. И когда мы восстанавливаем доверие к Богу, мы оказываемся как у Христа за пазухой. Мы начинаем жить в Царствии Божием в этом мире, ибо Царство Небесное в вечности, а Царство Божие — на земле.

Дух Утешитель — когда мы точно знаем, что нет смерти. А если нет смерти, то радости уже нельзя отнять у человека; живя на земле, он реально ощущает своё бессмертие. Он как бы находится в мире земном, видимом, и в мире невидимом. И в мире невидимом он находится настолько, насколько живёт как у Христа за пазухой, насколько находится в радости о Господе. Именно к таким людям применимы слова Христа: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13,35).

Вопрос: — Отец Григорий, Вы призываете людей чаще приступать к Святой причастной Чаше. Скажите, а реально ли человеку после Причастия ощутить живое действие Духа Святого?

Отец Григорий: — Почему я призываю причащаться как можно чаще? Потому что всё, что мы называем Новым Заветом, выстроено вокруг таинства Причастия. Сам Спаситель сказал: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин.6,53—55). Всего один раз Слова «Новый Завет», сказанные Христом, встречаются у евангелистов Матфея, Марка и Луки: «Сие есть Кровь Моя Нового Завета…» (Мк.14,24). Но всё дальнейшее развитие христианства было вокруг таинства Святого Причастия. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин.6,56) — именно в этом было единство духа людей.

А всегда ли человек будет чувствовать именно присутствие Бога в своей душе, когда он причастится? Конечно, это может быть не всегда. Для того чтобы человек почувствовал это, он должен услышать, что Господь стучится к нему в сердце, у него должна быть радость от встречи с Богом. Одно только воспоминание о Причастии, одно предвкушение этого таинства может даровать такому человеку радость. Если же человек не слышит, что Господь стучится в его сердце, если человека обуревают сомнения — встреча с Господом при Причастии может и не состояться.

Почему это происходит? Потому что «причащающийся во осуждении осуждён будет» — другими словами, если есть люди, которые нас обидели, а мы их не простили и держим на них зло и в таком немирном состоянии подходим к Чаше с Телом и Кровью Христа. А священник, давая нам Тело и Кровь Христа, говорит: «Во оставление грехов и в жизнь вечную». Но оставление грехов может произойти, если мы простили врагов своих. «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». Если мы милостью Божией прощаем тех, кто нас обидел, или хотя бы к этому стремимся и перед Причастной Чашей просим Бога об этом, то обязательно встретимся с Господом. А если мы не хотим прощать тех, кто нас обидел, то в духе осуждения приходим и в духе осуждения уходим. Господь ничем не может нам помочь без нашего на то желания.

Насколько мы прощаем тех, кто нас обидел, настолько уходят наши грехи. Если угодно, обиды, которые мы получаем в жизни, — это возможность избавиться от своих грехов; надо всего лишь простить этих людей. Для современных людей это не совсем понятно, но святые отцы прошлых времён, когда долго жили без каких-то обид (со стороны окружающих), очень огорчались. «Как, отец, день прошёл?» — «Отвратительно. Никто не оклеветал, не облил грязью — видно, плохо я молился». В другой раз встречаются и говорят: «Нас обильно унавозили, теперь мы расцветём пышным цветом. Господи, мы их простили по Твоему примеру, и Ты нам прости наши грехи».

Не встретиться с Богом может тот, кто пришёл в духе осуждения. А тот, кто встретился с Богом на таинстве Причастия, всегда это почувствует. Он почувствует внутри себя несказанную лёгкость, необыкновенный свет.

Вопрос: — А если говорить о дарах Святого Духа: апостолы заговорили на разных языках и были облечены силой свыше. А можем ли мы претендовать на какие-то подобные особые дары?

Отец Григорий: — Если мы не будем претендовать на особые дары, то мы не можем говорить, что занимаемся апостольским служением. Благодать одна, а вот дары Святого Духа разные. Но самый редкий и самый дорогой дар Святого Духа — это дар апостольской проповеди в духе любви. Ещё свт.Григорий Богослов говорил, что это самый редкий Божий дар, потому что этому — апостольской проповеди в духе любви, в духе правды — невозможно научить.

По сути, любой грех — это нарушение Божьих заповедей. А происходит это от недостатка любви. Не хватает любви у человека — и он сворачивает, уходит с дороги любви, и все добрые свойства, заложенные в нём от рождения, превращаются в грехи. А когда человек возвращается на дорогу Божественной любви, исповеданные, раскаянные грехи становятся талантами. Поэтому надо просить у Бога дар осознания Евангелия, его духовного осмысления. Спаситель говорит: «…не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф.10,19—20). Если придёт благодать, то в нас проявятся те дары, которые Господь сочтёт возможным и нужным в нас проявить в зависимости от наших талантов.

Если мы претендуем на исцеление от греха, то это чрезвычайная претензия на самую высокую благодать Святого Духа, потому что убрать грехи, постигая их только умом, мы не сможем, грехи возможно убрать любвеобильным, всепрощающим сердцем по Божьей благодати. А благодать приходит через таинство Причастия. Вся жизнь в духе любви выстроена вокруг Чаши, потому что Святая Троица — Отец, Сын и Святой Дух — находится вокруг этой Чаши. И когда мы регулярно причащаемся, мы получаем благодать изменения духовного, благодать прощения грехов. И когда это происходит, у нас возрастает любовь к Богу, к себе, к ближнему.

Если у нас не будут уходить грехи, как мы сможем возлюбить себя, как мы можем желать себе спасения в Царствии Небесном? Человек, который видит свои грехи и не доверяет Богу, скажет: «Ну мне-то всё равно в Царствие Небесное не попасть». И тогда он не выполнит то, о чём говорил Христос: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф.6,33). Вот это самое главное нужно понять человеку — что именно через Причащение Тела и Крови Христовых происходят духовные изменения. И самое удивительное, самое чудесное духовное изменение посредством дара Духа Святого — это искоренение грехов по Божией благодати. Потому что только Господь может очистить нашу душу. И происходит это опять же в таинстве Святого Причастия — «во оставление грехов и в жизнь вечную» («Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною, молитвами святых Твоих»); и во время Божественной литургии, когда священник возглашает: «ГорЕ имеем сердца». Мы, христиане, — небопарные орлы, мы подымаемся вверх, для того чтобы отпали все наши грехи-вороны. Почему я привёл этот образ? Дело в том, что на орла не нападает ни одна птица, кроме ворона, который, сев ему на спину, проклёвывает шею и спину. Орёл же устремляется ввысь. И наступает момент, когда ворону не хватает кислорода и он замертво падает на землю. А для орла это обычная среда обитания. Христиане привыкли летать в высоте Божественной любви, где все вороны-грехи отпадают. Мы поднимаемся ввысь и держим курс на Царствие Божие.

предыдущая    следующая