Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ВОПРОС — ОТВЕТ

Сегодня на вопросы читателей отвечает преподаватель СПбДА кандидат богословия протоиерей Михаил ЛЕГЕЕВ.

ЕРЕСЬ — ЭТО ОСКОЛОК ИСТИНЫ

Вопрос: — Великий русский писатель Лев Толстой, когда впал в ересь, был отлучён от Церкви. Почему сейчас Церковь не отлучает тех, кто выступает против неё на Украине?

Отец Михаил: — Если говорить о раскольниках, то Церковь как раз говорит о том, что они находятся вне её, например Филаретовская церковь.

А Лев Толстой был отлучён за ложное учение: он выдвинул свою «версию» христианства, как и делают ереси. Ересь (др.-греч. αἵρεσις) означает «выбор», «течение», «направление», т.е. какая-то часть, осколок истины. Когда человек берёт какую-то одну грань истины и превращает её в воображаемое целое.

Что касается некоторых нынешних правителей… если как-то не поддерживают Церковь, негативно относятся к ней — это не значит, что они изобретают какое-то ложное учение, тем более что многие из них совершенно нецерковные люди или состоят в иных конфессиях: баптисты, сайентологи…

Церковь призвана весь мир объять собой. Церковь — универсальное явление. Как Бог беспределен, так беспредельна и Церковь в рамках тварного мира в своих энергиях, в своих действиях. Церковь простирает свою миссию ко всем пределам мира — не только к отдельному человеку, но и к обществам, социальным институтам, государствам.

Государство в образном смысле — тот же человек. Человек приходит в Церковь со своими грехами, в нём и пшеница, и плевелы. Мы не можем его разъединить, но сам человек может постепенно вживаться в церковную жизнь, соединяясь со Христом. По ипостаси все мы — члены Церкви, составляем Церковь, а по природе только Христос — Церковь. Поэтому миссия Церкви обращена и к обществам, и к государствам, ведь государство так же способно вживаться в церковную жизнь, являясь, по сути, теми же людьми.

Мы знаем исторические реалии: Святая Русь как государство осознавала свою вживлённость в Церковь и пыталась жить по Божиим законам. Это не значит, что не было проблем, злоупотреблений… А ведь то же происходит и с отдельным человеком. Человек, приходя в храм, пытается мир, который в нём (свой мир), принести в Церковь. Другой вопрос — что задача Церкви и священства в том, чтобы научить его и направить в нужную сторону через деликатный диалог с человеком. То же самое происходит с государством.

ОН САМЫЙ МОЛИТВЕННЫЙ В МИРЕ — ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК

Вопрос: — В Церкви мы должны быть все соединены словом, но почему, когда мы стоим в храме на службе, мы разъединены со священниками? Ведь приводятся статистические цифры о том, что около 90% находящихся в храме не понимают церковнославянского языка. А, например, в Германии служба ведётся на немецком языке, в Англии служатся две литургии — на церковнославянском и на английском языках.

Отец Михаил: — Неправильно говорить о разъединённости священников и паствы. Люди, которые с какой-то периодичностью бывают на службах, всё же какую-то основу понимают. Постоянные прихожане прекрасно разбираются в ходе службы. Здесь другая проблема: порой не слышно, что говорят священники. Человек, может быть, и понимал бы церковнославянский, если бы более чётко и медленно читали.

Что касается языка богослужения. Нельзя сказать, что какой-то язык хорош, а какой-то плох, но те огромные объёмы богослужебных текстов, которые мы имеем, создавались на протяжении очень большого времени, и создавались святыми людьми, часто с большим вниманием к каждому слову. Можно переводить богослужебные тексты на русский язык, Церковь не говорит категорично, что это невозможно. Но до революции такой вопрос вообще не стоял, ибо народ понимал церковнославянский язык, поскольку не было прерывания преемственности поколений. Непонимание церковнославянского языка — это проблема постсоветского времени, то есть недавняя. Можно, конечно, согнать переводчиков, чтобы они перевели всё за несколько месяцев. Вопрос, какого качества будут эти тексты? Если сравнить это с переводом стихотворений гениального зарубежного поэта, то чтобы перевести их гениально, нужен столь же гениальный русский поэт. Понимаете? Перевод богослужебных текстов — кропотливейшая работа, поскольку текст, переведённый на русский язык, по восприятию должен быть равен текстам церковнославянским. Любой текст имеет не только смысловую составляющую, но и художественную, и чтобы переложить текст на другой язык, пусть даже близкий, нужен немалый талант и немалое время.

Есть категорические противники перевода на русский язык, но я практически уверен: если такой человек придёт на службу и услышит чтение канона на русском языке, но с особенным поэтическим переводом, он будет этому только рад. Потому что это противление связано с плохими переводами.

Второй момент: думаю, не нужно задаваться целью переложить на русский язык абсолютно все церковнославянские слова, ведь большинство из них и так понятны. Непонятны отдельные слова. Может быть, это вопрос адаптации церковнославянского языка. Но это вопросы времени и церковных ресурсов.

«ПОВИНУЙТЕСЬ НАСТАВНИКАМ ВАШИМ… ИБО ОНИ НЕУСЫПНО ПЕКУТСЯ О ДУШАХ ВАШИХ»

Вопрос: — Я прочитал Библию, Евангелие, читаю книги святых отцов Церкви… Так ли уж мне нужен духовный отец, которому я должен поверять свои мысли и просить на всё благословения, жить по чужой указке?

Отец Михаил: — Чтобы идти путём аскезы, человеку необходимо научиться тому, как он должен совершать этот путь, как выстраивать отношения с Богом, чего следует остерегаться и опасаться на этом пути, а что, наоборот, станет необходимым средством и помощью при его совершении. Но в духовной жизни никакому человеку невозможно опираться только на самого себя — трезвомысленный чужой опыт может стать опорою на этом пути.

В раю, когда ещё не существовало никаких других людей, кроме Адама и Евы, Сам Бог был единственным наставником человека. Сегодня Церковь является для человека наставницей и руководительницей в духовной жизни, представляя это руководство в многообразных формах своего опыта. Особенное значение в приобретении этого опыта для человека имеет священная иерархия Церкви: прежде всего, носители апостольского опыта Церкви — епископы, а также священники, призванные быть учителями всему церковному телу. Духовное руководство предполагает личный, непосредственный и взаимный контакт человека со своими учителями.

Путь к Богу каждого человека индивидуален и уникален. Направляясь общими правилами и закономерностями духовной жизни, сведения о которых человек бывает способен (и то далеко не всегда) самостоятельно почерпнуть из Священного Писания и Предания Церкви — творений святых отцов и многообразной духовной литературы, — путь аскезы конкретного человека представляет собой сложнейший личный и таинственный процесс «взлётов и падений», такой духовной внутренней борьбы, которая во многом не видна не только окружающим, но и самому человеку. На этом пути бывает необходимо дать верную духовную оценку конкретной ситуации в жизни человека, помочь выбраться из «духовного тупика», скорректировать направление и характер духовного делания. Всё это может сделать духовный руководитель — конкретный священник (или епископ), который знает особенности характера, условия жизни и духовные проблемы человека.

При этом важно, чтобы процесс духовного руководства осуществлялся одним человеком, подобно тому как и в обыденной жизни и отношениях всякое руководство построено на принципе единоначалия. Многоначалие в духовной жизни ведёт к противоречиям и дезорганизации. Сказанное не означает, что вставший на путь аскезы не может искать или принимать духовного совета и наставления от других людей. Ради отвержения иллюзорной самодостаточности собственного «я» человек призван искать духовного наставления от всех окружающих его людей (которые видят его недостатки, а также свидетельствуют о своём личном опыте отношений с Богом), а духовный руководитель — возглавлять и направлять процесс многоразличного обучения духовной жизни. Таким образом, духовное руководство включает в себя взаимное дополнение духовного опыта между членами Церкви и внимательное отношение христианина к слову и делу других людей.

Личные отношения между духовным чадом и духовником могут формироваться различным образом и принимать разные формы. Иногда это происходит с момента вхождения человека в Церковь и возрастания в ней естественным образом (при вживании младенцев в церковную жизнь, когда не происходит перерыва в духовной жизни человека). Иногда человек избирает духовного руководителя, проникаясь доверием к конкретному священнику прихода и его духовному опыту. Иногда этому способствуют обстоятельства жизни (например, в сельской местности часто один священник имеет духовное попечение о жителях одной, а то и нескольких деревень).

В миру духовной властью (которая может проявляться в епитимьях или в разъяснении греховного деяния с отказом благословить человека на некое начинание) священник помогает своему духовному чаду избежать явных опасностей, обозначает границы дозволенного. Подражая Богу в уважении человеческой свободы, духовный руководитель обычно применяет в своей пастырской деятельности такую форму учительства, как духовный совет.

предыдущая    следующая