Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ЧУДО НА СВЯТОЙ ГОРЕ АФОНСКОЙ

Некто славный и богатый муж по имени Дохиар пожелал быть иноком. Для этого он, взяв золото и другие сокровища свои, отправился посетить монастыри афонские и поискать места для своего жительства. Однажды, когда он шел из лавры блаженного Афанасия, то на берегу моря увидел красивое место, где и пожелал основаться. Вскоре он построил церковь во имя Святителя Николая, оградил монастырь каменной стеной, а сам принял монашеский образ. Так как постройки были большие, то у него не хватило денег для внутреннего украшения храма. Но он возложил надежду на Бога и сказал: «Да будет воля Божия. Ежели Ему угодно будет прославить место сие, то и церковь будет украшена благолепно». Надежда его исполнилась. Против Святой Горы есть остров, называемый Луг. На этом острове стоял каменный столб, а на столбе сверху статуя с надписью: «Кто ударит меня в верх, тот найдет множество золота». Многие покушались и били по голове идола, но золота не находили. Один отрок, находясь со стадом около столба, прочитал надпись и ударил идола по голове; золота не оказалось. При захождении солнца он начал копать на том месте, где оканчивалась тень головы, но и здесь не нашел. При восхождении солнца он сделал то же: стал копать землю, где оканчивалась тень головы, и докопался до огромного камня, который не мог сдвинуть. Между тем сквозь отверстие в камне он увидал золото и взял несколько золотых. Но видя, что одному ничего не сделать, он решился кому-нибудь открыть о найденном богатстве, только боялся, чтобы из корыстолюбия не убили его те, кому он это откроет. Ему пришло на ум сказать игумену какого-нибудь монастыря Святой Горы Афонской. Провидение Божие привело его к новосозданному монастырю, который по имени строителя назван был Дохиар. Он рассказал игумену о найденном богатстве и просил взять его в монастырь. Игумен, видя, что это есть дело Божие, послал с ним трёх иноков вырыть и привезти в монастырь найденное сокровище. Иноки отправились и действительно нашли под камнем котёл, наполненный золотом. Но враг всякого доброго дела — диавол — внушил одному из иноков убить отрока. Он сказал другому иноку: «Бог послал нам сие золото; какая нам нужда доставлять его игумену? Мы сами построим монастырь и жилище для братии». И другой согласился на его предложение, но третий, имея страх Божий, не согласился на убийство, выставляя везде присутствие Божие и неизбежное за преступление наказание. Злодеи сказали ему, что если он по крайней мере не поклянется молчать, то и его убьют. Этот последний, видя, что он не может отвратить злого умысла, и опасаясь погибнуть от злоумышленников, дал клятву молчать, не требовать золота и не говорить ни слова. Была ночь, когда они поехали с золотом к монастырю. В пути иноки напали на отрока. Навязали на шею его камень и, не слушая слёзных просьб и отчаянных воп­лей, бросили в море. Но милосердный Господь, видевший невинность отрока и слышавший его горькие рыдания, сохранил его. Архистратиг Михаил по повелению Божию взял со дна морского отрока и в одно мгновение перенёс и положил его в алтарь Дохиарской церкви. Когда наступило время утреннего богослужения, экклесиарх, взойдя в церковь, чтобы зажигать свечи, услышал стон, выходивший из алтаря. Он испугался и донёс об этом игумену. Игумен назвал его малодушным и приказал идти в церковь. Но он опять услыхал тот же стон и снова донёс игумену. Тогда игумен сам пошёл с ним в церковь, и в алтаре увидел отрока, и спросил его: «Как ты попал сюда, чадо моё, и что с тобою случилось?» Отрок отвечал: «Лукавые и злые монахи, которых ты послал со мною, желая одни завладеть золотом, бросили меня с камнем на шее в море. Вдруг вижу я двух светлых мужей, из которых один сказал другому: «Архистратиг Михаил, перенеси этого отрока в монастырь Дохиар». После сего я впал в беспамятство и не знаю, как очутился здесь». Удивился игумен рассказу отрока и сказал ему: «Будь здесь до утра». Затем приказал совершить утреню в притворе, чтобы прочие братии не знали до времени о случившемся, приказав и экклесиарху не рассказывать никому. Между тем преступные монахи, спрятав золото в тайном месте, пришли в монастырь. Игумен со всей братией вышел к ним навстречу и спросил их: «Вы пошли четверо, а теперь вас только трое. Где же четвёртый?» На это бесстыдные злодеи с притворным гневом отвечали: «Отче, отрок, которого ты послал с нами, обманул и тебя, и нас. Он скрылся от нас; мы искали его, не нашли и одни возвратились». Тогда игумен сказал: «Да будет воля Божия»; привёл их в алтарь и показал им отрока. Обличённые иноки ужаснулись и ничего не могли сказать в своё оправдание, сознались в своем преступлении и сказали, где было спрятано золото. Игумен послал за ним честнейших и верных иноков, которые привезли его в монастырь. Двух злодеев выгнали из обители, а третьего, не согласившегося с ними, игумен простил. Вследствие такого чудного избавления отрока от смерти Архистратигом новопостроенная церковь посвящена была Архистратигу Михаилу, а в честь Свт.Николая выстроена другая.

А камень, с которым юноша был брошен в море, вделали в церковную стену для показа другим. Спасённый же от потопления отрок поступил в число братства того монастыря и был строгим подвижником. По смерти игумена он был выбран всей братией в настоятели. Имя его Варнава.

Через несколько лет после вышеописанного чуда в Дохиаре было еще одно чудо от Архистратига Михаила и Архангела Гавриила. В монастыре не было хорошей воды, и иноки вынуждены были ходить за ней версты за три или более. Построены были наружные водопроводы, но во время летних жарких дней вода портилась так, что не было никакой возможности употреблять её — она даже вызывала болезни. В 1229 году игумен с братией решились сделать лучшие водопроводы — подземные. Постройка их могла стоить очень дорого, а по незначительности доходов это для монастыря было трудно. Несмотря на это, необходимость была большая, и далее строительство нельзя было откладывать. Один из иноков этого же монастыря, по имени Феодул, взялся устроить водопроводы. Всё уже было готово, и назначен день, в который необходимо было начинать работы. В ночь на этот день явились Феодулу Архангелы Михаил и Гавриил и сказали: «Для чего ты хочешь и себя утруждать, и монастырь обременять такой постройкой? Вода есть и в монастыре». — «Где же?» — спросил с удивлением и робостью Феодул. Архангелы велели ему идти за собой и привели его в собор, ударили по одному месту на юго-западной стороне церкви, и оттуда потекла вода. Этим видение кончилось. Наутро Феодул возвестил о нём игумену и братии. Решили копать в указанном месте. И через некоторое время, действительно, открыли воду чистую и здоровую для питья. Источник этот сохраняется доныне: вода неиссякаемо струится в нём и отличается своим приятным вкусом. Он называется святым.

ЯВЛЕНИЕ АРХИСТРАТИГА В СВЯТО­ТРОИЦКОЙ СЕРГИЕВОЙ ЛАВРЕ

И наша Русская земля удостоилась явления Архистратига Михаила. Это было в Свято Троицкой Сергиевой Лавре в 1608 году. Начало XVII столетия было самое смутное и трудное для православной России. То поляки стремились овладеть ею, то внутренние мятежи и беспорядки ослабляли Русь и не давали правительству возможности отразить врагов. Всему этому виной были дерзкие и смелые злодеи, постоянно являвшиеся один за другим и называвшие себя именем царевича Димитрия, убитого в городе Угличе по проискам честолюбивого Бориса Годунова, желавшего завладеть престолом. По смерти первого Лжедимитрия, Гришки Отрепьева, явился второй самозванец, утвердившийся в селе Тушине Московской губернии. Лавра преподобного Сергия обратила на себя его внимание, и он желал завладеть ею потому, что она поддерживала верность народа царю Ивану Васильевичу Шуйскому, с которым боролся Лжедмитрий, а с другой стороны, она прельщала его своими огромными богатствами. Для взятия Лавры были отправлены Лжедмитрием 30 000 человек поляков под предводительством Сапеги и Лисовского. Несколько сотен стрельцов, присланных царём Василием Ивановичем, и братия Лавры должны были защищать Лавру от такого многочисленного неприятеля. Но и немногие защитники были непобедимы, подкрепляемые помощью Пресвятой Богородицы и святого Сергия. Несколько месяцев неприятель осаждал обитель; многие из защитников были убиты, а иные ранены. Восьмого ноября, в день памяти Собора Архистратига Михаила, перед литургией у одного инока брошенным ядром оторвало ногу, а во время вечерни ядро ударило в колокол и, отскочив в окно Троицкого собора, в котором нетленно почивают святые мощи преподобного Сергия, пробило икону Архистратига Михаила. Народ ужаснулся. Во время этой же вечерни Архангел Михаил явился архимандриту Иоасафу, бывшему в то время настоятелем Лавры, с сияющим лицом, со скипетром в руках, и сказал, грозя врагам: «Вскоре всесильный Бог воздаст вам отмщение». Тогда же объявлено народу о видении и принесено было благодарственное моление Пресвятой Троице и Архистратигу Михаилу. Защитники ободрились. Пресвятая Богородица и преподобный Сергий не оставляли Лавры своей помощью. В 1610 году неприятель отступил со стыдом, простояв под стенами Лавры около шестнадцати месяцев.

А.В.Фомин. «Невидимый мир Ангелов»

предыдущая    следующая