Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ САМООБОРОНА ГРЕХОМ?

«Здравствуйте, подскажите, пожалуйста, что значат слова из Евангелия: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую…» (Мф.5,38—39). Означает ли это, что самооборона является грехом? Я имею в виду ситуацию, когда убежать или обойти нереально».

Ответ протоиерея Дмитрия СМИРНОВА (†21 октября 2020):

— Нет, самооборона не является грехом. Но в Евангелии написано то, что есть выше того, чтобы дать отпор. То есть рассказывается о том подвиге, который выше этого. Ведь «Око за око и зуб за зуб» — это же есть слова Господни. И эти слова предупреждают нас о том, чтобы человек не превышал меру необходимой обороны. Другими словами, если кто-то тебя обидел словом, ты не должен браться за нож! Но выше этого — когда тебя ударят в правую, ты подставь другую. То есть это уже некая ступень духовного совершенства.

Блаженный Феофилакт Болгарский говорил: «Вы слышали, что сказано: око за око, и зуб за зуб». Закон из снисхождения допустил равное возмездие, чтобы из-за страха потерпеть равное, не обижать друг друга».

Троицкие листки (От Протоиерея Василия Рождественского)

Сравнивая Свои новозаветные заповеди с ветхозаветными, Господь говорит: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб». Строгим кажется нам этот Закон, потому что мы воспитались под благодатным веянием духа Христовых заповедей; но для ветхозаветных людей и этот, по-видимому, такой суровый Закон казался снисходительным. По жестокости тогдашних нравов обиженный мог бы отплатить обидчику за выбитый зуб или выколотое око даже смертью, но Закон дозволял ему за зло отплатить только равным же злом, не больше. Так Закон сдерживал мстительность обиженного, устрашая и обидчика. «Законодатель предписал, — замечает святитель Златоуст, — око за око, — не для того, чтобы мы друг у друга вырывали глаза, но дабы обидящий боялся подвергнуться тому же, чему подвергает он обижаемого». Евреи не понимали духа этого Закона, и часто случалось, что наказанный обидчик раздражался и обижал ещё больше, а обиженный снова старался ему отомстить, и зло таким образом возрастало.

Троицкие листки. № 801—1050

предыдущая    следующая