Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

…КАК ЧУТКИЙ ВЗОР, ЧТО В МИРОЗДАНЬЕ БРОШЕН

Сегодня мы хотели бы напомнить нашему читателю о том, что Александр Григорьевич Раков был не только создателем, руководителем и вдохновителем газеты «Православный Санкт-Петербург», но и значительным русским писателем. Об этой стороне его творчества много и глубоко писала Валентина Валентиновна Ефимовская — знаменитая петербургская поэтесса, публицист, литературовед. Мы предлагаем вам несколько отрывков из статей В.В.Ефимовской, посвящённых творчеству А.Г.Ракова.

О КНИГЕ «ПОЭЗИЮ ЛЮБЯТ КРАСИВЫЕ ЛЮДИ»

В книге «Поэзию любят красивые люди» собраны воедино все стихи, использованные Александром Раковым в предыдущих книгах. В ней он вообще отказывается от собственного повествования, предоставляя слово только поэтам, что, однако, не исключает присутствие авторской идеи. Да, подчеркну, идеи, а не идей, несмотря на многообразие тем и проблем, затронутых в выбранных Александром Раковым стихах. Именно это кажущееся хаотическим многообразие наводит на предположение, что книга создана не только для того, чтобы усилить наше представление об обширности и глубине пласта поэтического творчества. И не только для того, чтобы вернуть из забвения многих, и уже ушедших и, слава Богу, ещё здравствующих поэтов.

Важнее всего, что осознанно или, отчасти, и неосознанно, по стремлению своей верующей души, автор пытается с помощью художественных произведений осмыслить основополагающие законы бытия. И то, что в прежние века мы бы назвали хаотическим набором имён и текстов, в ХХI веке обретает закономерные очертания, похожие на разрастающуюся крону вечного древа человеческого творчества. Именно образ кроны дерева наводит на мысль, что ведь сегодня для описания морфологических свойств природы и человека, то есть живых, турбулентных, не подчиняющихся линейным законам систем, используются строгие, проверенные алгоритмы фрактальной геометрии. Именно с её помощью выявляется порядок из любого беспорядка, кажущегося хаоса.

Несмотря на то что здесь мы не находим ни одного авторского слова, иначе, как автором этой книги, Александра Ракова назвать нельзя. Потому что он управляет всей этой на первый взгляд неустойчивой, хаотической системой, доказывая один из её законов, а именно закон пластичности, то есть способности вне зависимости от внешних воздействий сохранять направление движения. Ведь и в природе дерево вне зависимости от кривизны и неправильности своих веточек всегда растёт вверх.

Элементарные частицы этой системы — духовные и нравственные стихи, собранные автором книги, — своим большим, очень большим количеством (число измерений объекта) создают необходимый уровень для нашего восприятия, растущего, как названное древо, всегда вверх, к солнцу, к постижению Божественной основы мироздания, где кажущийся на первый взгляд хаос содержит прекрасный порядок. Автор книги показывает, что в этом стремлении нельзя выламывать у дерева творчества ни одной веточки: ни имени художника, ни его поэтической строки. Только ощущение целостности, единства со всем сущим позволит человеку испытать состояние полноценного бытия, увидеть его красоту и Божественность.

О КНИГЕ «ПОЭЗИЯ ДЕЛАЕТ ЗЕМЛЮ КРАСИВОЙ»

Книга содержит около семисот стихо­творений разных поэтов. Стихи расположены без разбивки на главы, темы или хронологии, только в алфавитном порядке по именам авторов.

Первый взгляд на содержание, как будто не содержащее никакой закономерности, озадачивает читателя. Но в конце концов эта книга настолько захватывает, обнаруживая скрытую нравственную интригу, формирующуюся в результате личного прочтения духовную структуру, что невозможно не дочитать её до конца. Хотя нельзя однозначно выявить единый тематический вектор, она воспринимается как произведение целостное, наводящее на многие размышления, позволяющие сделать объективные оптимистические выводы.

Направление личностной негэнтропии противоположно мировой энтропии, которая есть, как известно, естественная мера необратимой энергии распада живых и неживых систем. Таким образом, автор издания, отбирая стихи, которые, по его мнению, в большей степени противостоят распаду, формирует наше зрение, расширяет его угол охвата. Понятно, что прозаик не формулировал столь сложно задачу книги, но своей верующей душой, религиозным взглядом он, воспроизводя и обобщая элементы культурной поэтической деятельности, тоже творит. Можно сказать, создаёт бастион, противостоящий силам хаоса и смерти. Да, вот из таких простых слов и знакомых каждому русскому человеку образов строится этот бастион.

Александр Раков, раскрывая с помощью поэтических произведений основные законы существования, этой своей книгой учит читателей быть счастливыми, любоваться красотой, которая в таком множестве разлита в мире, что невозможно её не заметить. И главный источник красоты — возлюбленная наша Родина, милая русскому сердцу Россия, которая сама есть красота в единстве эстетического начала, религии и морали.

Эта книга обладает сокровенной целостностью, согласием с непреходящей русской жизнью, простотой и естественностью. Ей по силам противостоять хаосу и смерти путём соработничества с Творцом.

О КНИГЕ «ДОМИК ТВОРЧЕСТВА»

В русской литературе много произведений, где Дом является и главным героем, и символом, и декорацией, и образом времени, и местом мировоззренческих поисков и противостояний людей, и последним бастионом: «Дворянское гнездо», «Домик в деревне», дом Ростовых, «Дом на набережной» и многие другие. В доме человек рождается, обретает плоть, в доме происходит его духовное становление. Дом — сакральное пространство нашего бытия.

Известный современный петербургский прозаик, публицист и журналист, главный редактор всероссийской газеты «Православный Санкт-Петербург» Александр Григорьевич Раков, родоначальник нового жанра «былинки», и в этом вопросе оказался зачинателем. Несколько лет назад он со страстью и воодушевлением начал рассказывать о том, что строит дом, вернее, домик, на своем участке, расположенном на берегу Ладожского озера. Правомерным был вопрос: зачем? — ведь известно, что у Александра Григорьевича есть на этой земле добротное дачное жилище для его большой семьи. «Для вас, — отвечал Раков и уточнял: — Для писателей».

Но вот дом готов. И назвать его иначе, как новым творческим подвигом писателя, нельзя. Известно, что высшее творчество человека — это сотворение им собственной жизни. Но Александр Раков идет дальше: он призывает к сотворчеству, к соборности в этом делании. Действительно, все, кого приглашает Александр Григорьевич, должны побывать в этом «Домике Творчества», потому что здесь живёт время. Здесь оно не распадается на секунды, часы сплавлены в годы, годы — в века. Здесь оно целостно, вечностно и милосердно.

Внутри места мало, всё убористо, как в монастырской келье. Но на это не обращаешь внимания, потому что взор прикован к внутреннему убранству, если можно так назвать намоленные иконы в киотах, книги, газеты, журналы — на полках, на стеллажах, на подоконнике. И фотографии на стенах! Это даже не фотографии, это лица и иногда — лики. Лица ныне живущих русских писателей и уже ушедших от нас. Царственно взирает с глянцевой странички Ирэна Сергеева, наш здравствующий главный спец по поэзии, внимательно вглядывается в пришедших прозаик, историк, критик, литературовед Анатолий Козлов, поодаль, как и положено человеку особой учености, — фотография литературоведа высшей квалификации, доктора наук Ольги Борисовны Сокуровой. Портретов наших почтенных живущих литераторов, к счастью, много-много. Немало и тех, о ком мы говорим в прошедшем времени. Проникновенен взор Юрия Шестакова, выдающегося поэта, уже ушедшего, кстати, ученика Арсения Тарковского. На особом месте фотографии родителей Александра Григорьевича Ракова: отдание им памяти в виде поклона и восхищения их подвигами во славу России в годы Великой Отечественной войны — лишь малая толика того, что они заслуживают и что мы можем им принести. Повсюду любимые, можно сказать, родные для Александра Григорьевича лица многих известных священников, среди которых портрет старца Иоанна Миронова лучится настоящим солнечным светом.

В этом Домике можно жить, творить, мечтать, глядя из окна на зыбкое пространство водной глади, сливающейся с небесной ширью в далёких, отстоящих от нас на столетия краях и временах.

Именно этому трудному умению — вмещать время, хранить судьбы, сберегать любовь — учит нас скромный чертог на холодном ладожском берегу. «Живите в доме!» — кажется, умоляет нас это деревянное строение. И не рухнет прошлое, и не трудно будет войти в любое столетие, встретить своих предков. Через много-много лет, когда никого из нас, кто посетил «сей уголок», не останется на этой земле, Домик Александра Ракова, выстояв с Божией помощью под натисками волн разной этиологии, не пошатнувшись под порывами разносторонних ветров, останется свидетельствовать о нас и о нашем времени. Потому что устойчив, потому что у него мощный фундамент, уходящий корнями в вечность, потому что «грядущее свершается сейчас». Вмещающий время, он — открыт Вечности.

предыдущая    следующая