Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Читаем Священное Писание

«ДРЕВО, ПОСАЖЕННОЕ ПРИ ПОТОКАХ ВОД»

Есть на земле труд, который равно и интересен, и полезен, и прекрасен, и свят, — это труд изучения Слова Божия. Задумываться над словами Писания — это, может быть, самый верный путь к Богу, к стяжанию Божией любви. Но это и очень опасный путь: как легко тут споткнуться о собственную гордыню, о высокоумие, — споткнуться и покатиться в пропасть самой пагубной ереси. Чтобы этого не случилось, следует своё постижение Писания всегда соотносить со словами святых отцов. А православные святые отцы оставили нам много толкований и Ветхого, и Нового Заветов. Вот бы собрать все эти толкования воедино! Именно этим и занимается сейчас настоятель Успенского подворья Оптиной пустыни в Санкт-Петербурге иеромонах Даниил (Михалёв). С ним мы сегодня и беседуем. Отец Даниил говорит так:

— Вначале подбирал святоотеческие толкования Библии просто для себя. Когда читаешь святых отцов, порой попадаются интересные мысли о том или ином месте Писания. И я всегда старался эти мысли выписывать, потому что иначе они забываются и потом уже не найдёшь нужную цитату. Я в ту пору ещё был насельником Оптиной. Однажды мне поручили послушание — заниматься монастырским сайтом; и вдруг я понял, что с помощью компьютера собирать и группировать мои записи будет гораздо легче и удобнее. Пусть на каждую строчку Святого Писания будет ссылка-толкование. В итоге появилась мысль сделать сайт, доступный всем.

Вы понимаете, толкования бывают двоякого рода. Во-первых, существует много построчных толкований: скажем, свт.Иоанн Златоуст берёт Евангелие от Матфея и построчно толкует его — целиком, от начала до конца. А есть толкования, сделанные, так сказать, на случай, когда автору по ходу дела нужно разъяснить тот или иной отдельный отрывок из Писания — в проповеди ли, или в богословском труде, или даже в письме к духовному чаду… Такие одиночные толкования рассыпаны по всему святоотеческому корпусу, и вычленить их — это работа, так сказать, ручная, кропотливая. Читаешь, например, слова Макария Великого: вдруг видишь приведённое к случаю толкование — и сразу его на карандаш! Для меня было так радостно этим заниматься!.. Со временем начинаешь понимать, что для святых отцов Священное Писание было как бы золотой нитью, на которой, как бисер, держались все их изречения.

И сайт начал наполняться. Потом появились люди, которые тоже захотели этим заниматься, — пришла немалая группа энтузиастов, которым такая работа доставляла радость. Это были в основном участники Оптинского форума. Мы очень благодарны им за то, что с их помощью проект сдвинулся с мёртвой точки.

— А скажите, отец Даниил, неужели на каждую строчку Писания можно найти святоотеческое толкование?

— Практически на каждую. Конечно, если речь идёт о ветхозаветных книгах вроде «Паралипоменона» или «Числ», то к ним святые отцы обращались редко… Но ведь есть «Толковая Библия» Лопухина, которая нами полностью внесена в наш сайт, а в ней действительно толкуется каждый стих Писания — за редким исключением.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Слово, произнесённое Святым Духом, и объясняется только одним Святым Духом», поэтому главным ориентиром для правильного понимания Слова Божия должны быть носители Духа Божия — святые отцы Православной Церкви. Именно их толкования мы стараемся размещать в первую очередь. А затем уже берём толкования других авторов, которые соответствуют православной святоотеческой традиции понимания Священного Писания.

Надо сказать, что при создании этого проекта мы изначально не ставили своей задачей научный подход к переводам текстов толкований. Главным для нас было предоставить читателям лишь подборку имеющихся в открытом доступе текстов, которые каждый при желании может сравнивать с другими источниками. Мы с самого начала хотели сделать так, чтобы всё было как можно проще, доступней и понятней при первом же обращении к сайту.

— А какой критерий вы ставили для выбора толкователей?

— Есть такой принцип, который озвучил ещё свт. Кирилл Александрийский: любое толкование Святого Писания, если оно назидательно, то оно полезно. И я всегда старался выбирать такие толкования святых отцов, чтобы оно, во-первых, не противоречило церковному учению.

— У вас есть любимый толкователь?

— Трудно сказать… Каждый комментатор рассматривает текст с разных сторон. Но мне с самого начала был очень близок свт.Кирилл Александрийский и его аллегорический метод. Меня больше всего впечатлили его толкования на Ветхий Завет. У нас более принято читать толкования на Новый Завет, но у святых отцов есть очень интересные толкования Ветхого Завета, где встречаются настоящие перлы, шедевры.

— У вас были свои личные открытия при чтении толкований?

— Я не могу назвать это открытием, но вот что очень интересно: когда ты занимаешься поиском толкования на один и тот же стих у разных авторов, то ты уже начинаешь видеть библейский текст как бы сверху, с птичьего полёта, перед тобой открывается картина духовной свободы.

Ещё скажу: у протестантов есть такой принцип — sola scriptura, то есть «ничего, кроме Писания» — всё, что сверх Библии (то есть Священное Предание), не должно приниматься в расчёт. У нас в Православии есть некоторый уклон в ту же сторону, но под другим углом. Мы говорим: «Ничего, помимо святых отцов! Нельзя толковать Священное Писание иначе, чем толковали его святые отцы». Это правильно, но у меня сразу возникает вопрос: возьмите толкования, к примеру, свт.Игнатия (Брянчанинова) — ведь он высказывает мысли, никогда прежде не встречавшиеся. Так же и у других наших святых толкователей… Что же, разве они уходят от святых отцов? Нет, ибо их мысли, пусть даже никем прежде не высказанные, не противоречат общему Преданию Церкви, не противоречат духу святоотеческих трудов. Если оставаться в этих границах, то находить в словах Спасителя новые, интересные моменты, смотреть на них под иным углом — это всегда бывает очень и полезно, и интересно. Иногда и сам начинаешь толковать в том же духе. Порою говоришь проповедь, и вдруг ловишь себя на мысли: «А где я это взял? У святых отцов такого нет…» А дело в том, что, основываясь на их методе, ты сам учишься правильно относиться к тексту Писания. Это и было моим главным открытием.

— Может ли мирянин заниматься толкованием Писания — для себя и для своего круга? Или это грех?

— Нет. Кто много изучал святых отцов, кто жил этим, кто впитывал их мысли, тот бывает способен верно рассуждать о Писании… Но нужно понимать: одно дело, когда ты постигаешь прочитанное умом, а другое дело — когда впитываешь святоотеческий дух. От мирян часто слышишь: «Я читаю святых отцов и не понимаю ничего». Тут стоит разъяснить: порою не то важно, чтобы понять умом, — важно приобщиться к духу. Но это сложно. Библию и святоотеческие труды нужно читать не так, как мы привыкли читать светскую литературу, — между делом, с чашкой кофе в руке. Нужно духом соединяться с духом святого отца. И когда осуществляется духовное насыщение, когда ты в духовном смысле становишься этаким упитанным кабанчиком, тогда ты даже не умом, но сердцем чувствуешь, где правда, где ложь.

Поэтому начитанный человек, даже если речь идёт о мирянах, вполне может толковать Библию. Но что считать начитанностью? Надо строго подходить к оценке своего духовного багажа. Если ты прочёл пару книг о религии, не дочитал до конца Евангелие, а думаешь, будто способен на всё, — это, конечно, обольщение, ничего, кроме лжи, из этого не выйдет. Опять же, и жизнь твоя должна соответствовать евангельским заповедям, ибо не может из нечистого источника излиться что­то чистое.

Слово Божие, как говорят некоторые отцы, превосходит все другие чудеса, совершённые Спасителем. А когда появляется тяга к изучению Слова Божия, то первое, с чем мы сталкиваемся, — это труд, усилие и преодоление: ведь врагу известно, что через чтение Дух Божий проникает в душу и начинает Свою работу…

— Кто ваши читатели? Проект со­здавался только для тех, кто интересуется монашеством, или для всех?

— Конечно, для всех. Ведь «незнание Писания, — по слову святого Епифания Кипрского, — есть великая стремнина и глубокая пропасть». И, к сожалению, опасность упасть в эту пропасть грозит всем — как монахам, так и мирянам. Если же человек основывает свою храмину «на камени», на Слове Божием, то что бы ни происходило вокруг, он будет только возрастать. Это как в первом псалме: «…в законе Его поучится день и нощь. И будет яко древо насажденое при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет: и вся, елика аще творит, успеет» (Пс.1,2—3). Вера начинает возрастать и укрепляться через Слово Божие. Само Слово Божие говорит: «Овцы Моя гласа Моего слушают…» (Ин.10,27). То есть Христос называет Своими учениками тех, кто слушает Его глас. «Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя…» (Ин.14,21). Прежде чем творить заповеди, их надо знать. Нельзя представить себе ученика, который ходит за Христом, но не знает, о чём Он говорит.

По отношению человека к Священному Писанию можно судить о том, как Бог к нему относится. Можно взять яркий пример — преподобную Марию Египетскую. Прп.Зосима удивился, когда она стала говорить словами Священного Писания: она не изучала Евангелие, никогда не слышала ничего от людей, она имела в себе Духа Божия, Который в ней говорил словами Священного Писания. Она получила дар, была принята Богом. Поэтому, когда человек приближается к Богу и становится в ряд Его учеников, в его сердце начинают звучать слова Евангелия. Но чтобы это случилось, он должен для начала читать Писание, засеять евангельские слова на поле и ждать, когда они взойдут. Они обязательно прорастут, если земля будет готова!

Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая