Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Мы приходим в храм, отстаиваем службу, причащаемся Тела и Крови Христовых и расходимся по домам. Но нередко случается так, что мы уносим с собой сомнения, которые нас терзают, вопросы, которые не осмелились или постеснялись задать. Иное дело, когда вопрос насущный можно задать известному батюшке по телефону, во время радио или телепередачи или отправить записку во время встречи с пастырем на очередной Православной выставке. И десятки записок, как стая голубей, летят на стол батюшки… Сегодня на вопросы отвечает протоиерей Олег СТЕНЯЕВ.
ВРАГИ ЧЕЛОВЕКУ ДОМАШНИЕ ЕГО?
Вопрос: Сильно смущает цитата из Евангелия: «Думаете ли вы, что Я пришел дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение; ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться… <…> отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери…» (Лк.12,51—53). Как это понимать? Мои любимые и любящие родители, супруг, дети — мои враги?
Ответ:
Да, и враги человеку домашние его… Конечно, это не означает, что Евангелие
призывает нас к враждебным, партизанским действиям против наших домашних, на
кухне или в коридоре, в спальне или где-то ещё. Более того, в Новом Завете мы
читаем, что ежели «кто о своих, особенно о домашних, не печется, тот отрекся
от веры и хуже неверного». Эти слова из Послания к Тимофею святого апостола
Павла. Противоречие? Отнюдь! Надо понимать, что врагами родные люди оказываются
тогда, когда слово Божие —
меч обоюдоострый — разделяет их. А что значит «меч обоюдоострый»? Это Новый
Завет, это вера, это слово Господне, которые отделяют верующих от неверующих.
Возьмём простой пример: двое влюблённых создали семью. Как правило, он и она — люди неверующие. А спустя время в силу каких-то обстоятельств кто-то из них уверовал, а второй (вторая) не пошёл за ним. Вот в этой ситуации «меч обоюдоострый» отделяет супругов друг от друга. Возникают непонимание, ссоры. Что делать? Ответ находим у апостола Павла: «…если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее…» (1Кор.7,12). Да, размежевание произошло, но по религиозным мотивам, в остальном у супругов может быть любовь и лад. И, например, неверующая жена не хочет расходиться с мужем верующим, поскольку любит его. Значит, он не имеет права расходиться с ней. Такой союз ап.Павел не считает блудным, ибо он освящён через верующего мужа. Об этом прямо сказано в том же Послании к Коринфянам: «…жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы» (1Кор.7,14). А блудом считается союз мужчины и женщины, когда на момент соединения они оба были верующими, но не захотели почему-то церковно оформить свои отношения. Или когда верующий вступает в брак с неверующей, то есть он прекрасно знает, что она неверующая, но он идёт на эти отношения (остаётся невенчанным), что, конечно, неправильно. Но если на момент вступления в брак они оба были неверующие, а потом один из них уверовал, конечно, ему нет никакого смысла разводиться. Он может примером своей добродетельной жизни помочь своей половинке уверовать.
«И АНГЕЛЫ СЛУЖИЛИ ЕМУ»
Вопрос: В Евангелии от Марка говорится, когда Спаситель удалился в пустыню, находился с дикими зверями, и ангелы служили ему. В каком смысле ангелы служили Ему? Как они могли Ему служить? Кто это видел?
Ответ:
Ангелы всё время в той или иной степени служили Христу, когда Он пребывал на
земле, сопровождали Его. Об этом очень чётко говорит апостол Павел в своём
послании: «…беспрекословно —
великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал
Себя ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире…» (1Тим.3,16). В
каком смысле воплощённый Бог показался ангелам? Имеется в виду, что до
Боговоплощения ангелы не могли созерцать Бога, потому что ангелы закрывали свои
лики и только восклицали: «Свят, свят, свят…» — и летали, воспевая хвалу величию
Божию. А в Иисусе Христе они созерцали Божество, Он «показал Себя ангелам»
— по Своём Вознесении на небо, когда Его встретили Ангелы, а Он «восшед на
небо, пребывает одесную Бога» и Ему «покорились Ангелы и Власти и Силы»
(1Пет.3,22). Или ещё ученики Его однажды попросили: «Господи! покажи нам
Отца, и довольно для нас» (Ин.14,8). Христос же ответил им: «Столько
времени Я с вами, и ты не знаешь Меня?.. видевший Меня видел Отца…»
(Ин.14,9). Таким образом, не только человеки научались постижению Божества в
Иисусе Христе, но и ангелы.
Конечно же, ангелы заботились о Христе и в пустыне, когда Он находился там, и на Голгофе они окружали Его и могли бы спасти, будь на то воля Его… Хочу в связи с этим обратить ваше внимание на такой факт: в русской традиции Христос, когда изображают Его распятие, не провисает на кресте. Руки Сына Божиего абсолютно прямо расходятся. Также в иконографии древнерусской видно, как ангелы поддерживают Его, не прикасаясь к Нему. Они оплакивают Его, проявляют о Нём заботу.
Ангелы и нас окружают в нашей жизни — когда человек оказывается в пустыне, в тюремном заключении или в плену тяжёлого недуга… Кто же о нас заботится, если не ангелы? Конечно, ещё родные и близкие, но ангелы им помогают. Мир вообще наполнен ангельскими существами. В Ветхом Завете приведён пример, когда слуга будущего пророка удивляется: почему пророк чувствует себя спокойно в осаждённом городе? Пророк ему посоветовал: «Посмотри на небо». Тот посмотрел — а там ангелов бесчисленное множество. Христос тоже говорит иногда об ангельских силах. Так, Он сказал одному из Своих учеников в Гефсиманском саду: «Возврати меч твой в его место… <…> или ты думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов ангелов?» (Мф.26,52—53). Но Спаситель добровольно шёл на страдания, спасения ради рода человеческого. Поэтому участие небожителей-ангелов в Домостроительстве спасения во Христе и со Христом — это реальность, которая иногда приоткрывается для нас, в том числе в строках Евангелия.
КОГДА МОЛИШЬСЯ — ПОСМАТРИВАЙ НАПРАВО
Вопрос: Отец Олег, а как наладить добрые отношения со своим ангелом-хранителем?
Ответ: Перво-наперво, не огорчайте своего ангела-хранителя грехами, не отгоняйте от себя сквернословием, ропотом на Бога. Второе, никогда не забывайте, где бы вы ни были, как бы ни устали, читать молитву ангелу-хранителю. Далее, есть такой благочестивый православный обычай: в понедельник читать молитвы и канон ангелу-хранителю, потому что понедельник считается днём, который посвящён ангелам. Многие истинно верующие люди даже постятся на неделе не только по средам и пятницам, но и в понедельник, отдавая дань любви и почитания ангельским силам. И вы, как наступит вечер понедельника, читайте канон Бесплотным Силам Небесным — это будет ваше особое молитвенное обращение к ним. Потом один старец меня наставлял: «Когда ты читаешь молитву ангелу-хранителю, то время от времени посматривай вправо от себя». Я удивился: «Зачем?» Ответ старца наполнил меня радостью и надеждой: «Потому что ангел всегда справа от человека. Смотри, конечно, в молитвенник, на икону, но имей в виду, что он справа и от него всегда лёгкое тепло исходит и внутренний свет. А слева — это бесёнок, он мешает нам молиться, заставляет нас зевать на вечерней молитве и томиться в ожидании, когда закончится служба». Попробуйте, быть может, вам удастся не увидеть, так почувствовать своего ангела-хранителя.