Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Чудотворная икона Божией Матери, именуемая Югская, явилась в начале ХVII века старцу схимонаху Псково-Печерского монастыря прп.Дорофею. Богородица во время нашествия шведов повелела ему взять Её образ в указанном Ею месте, отнести его в пределы Ярославской епархии — в с.Никульское около г.Мологи — и там основать новую обитель. Игумену монастыря, не хотевшему отпустить прп.Дорофея, Она в сонном видении явилась и повелела исполнить Её волю и отпустить старца. Игумен покорился.
Старец Дорофей, приближаясь к указанному ему в видении месту, остановился отдохнуть, а святую икону поставил на дереве. Когда же он собрался продолжить путь, то никакими силами не смог снять с дерева икону Богоматери. Старец понял, что Царица Небесная в этом месте хочет остаться, и опустился на колени в молении перед иконой. Этот момент и запечатлён на иконе «Явление Богоматери старцу Дорофею». Преподобный построил небольшую хижину на берегу реки Юги и сам остался жить у этой святыни.
Весть о приходе старца стала быстро распространяться по окрестным сёлам. К нему стали стекаться богомольцы для поклонения святой иконе, от которой по молитвам верующих стали совершаться исцеления. Тогда усердием местных жителей были собраны средства и положено начало строительства новой обители.
Преподобный Дорофей скончался в 1622 году. Патриарху Филарету духовенство представило данные о совершавшихся чудесах. В ответ они получили благословение на основание на реке Юга обители с церковью в честь Успения Пресвятой Богородицы. Монастырь получил название Югско-Дорофеевой пустыни, а икона, принесённая прп.Дорофеем из Псково-Печерского монастыря, стала именоваться Югской. На саму чудотворную икону вместо прежней скромной ризы была сделана новая — драгоценная, из крупного жемчуга, осыпанная многочисленными бриллиантами и другими драгоценными камнями. Чудотворный образ на долгое время весной, летом и осенью покидал обитель и переносился с крестными ходами в города Углич, Мышкин, Мологу и Рыбинск. В обители появилась необходимость на это время заменять явленный образ копией.
К благодатной иконе притекали тысячи богомольцев, которые по своей горячей вере издалека приходили в Югскую обитель совершить поклонение дивному святому образу Приснодевы. К началу XIX века количество притекающих в Югскую обитель на поклонение чудотворной иконе Божией Матери богомольцев было столь велико, что ради них в обители ежедневно совершалось две Литургии.
В начале XX века Югская Дорофеева пустынь, где находился чудотворный Югский образ Божией Матери, принадлежала к числу самых благоустроенных обителей России. Здесь был один из самых строгих монастырских уставов.
В 1920 году в обители разместили так называемую «детскую трудовую коммуну», монашествующим пришлось соседствовать с малолетними уголовниками. Большинство жилых и хозяйственных построек, а также земельные массивы в окрестностях монастыря перешли во владение созданного здесь совхоза «Юга».
В 1921 году страну охватил голод, одновременно началась кампания по изъятию церковных ценностей. Была реквизированна и драгоценная риза с чудотворного образа Богоматери. Сама же Югская икона исчезла из обители. Лишённый своей главной святыни, своей хранительницы и защитницы, прекратил своё существование и монастырь.
Югско-Дорофеева пустынь скрыта под водами Рыбинского водохранилища, она попала в зону затопления при строительстве ГЭС. Чтимые списки с чудотворной иконы пребывают в Спасо-Преображенском соборе Рыбинска и в Успенской церкви с.Балобаново.
† † †
Что представляет собой икона Явления Богородицы прп.Дорофею? На ней изображено основание Югской Дорофеевой пустыни: прп. Дорофей предстоит в молении образу Пресвятой Богородицы, помещённому на ветвях дерева. Наиболее ранние списки Сказания о чудотворной иконе Богоматери Югской относятся к XVIII веку, сведения, содержащиеся в них, основываются на монастырском летописце Югской Дорофеевой пустыни первой половины XVII столетия. В монастырских документах записано 33 чуда исцеления от болезней глаз и ног, одержимости и расслабленности, а свирепствовавшая в Рыбной слободе в 1654 и 1771 годах чума прекратилась после принесения в город Югской иконы Божией Матери. Помимо самой Югской иконы, широкое распространение получает образ явления Богоматери старцу Дорофею, наиболее ранние изображения которого относятся к XVIII веку.
Празднование в честь Югской иконы установлено в день принесения её прп.Дорофеем на место Югской обители — 16 июня (3.06 по ст. ст).
Жанна БЕЛИК, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник музея им.Андрея Рублева,
Ольга САВЧЕНКО, научный сотрудник музея им.Андрея Рублева