Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Вы спрашивали

ОТДАТЬ МОЖНО ТОЛЬКО СВОЁ

Ещё в Ветхом Завете, особенно в Законе Моисея, благочестивым людям указывается на их долг благотворить бедным. Но и по сию пору не умолкают споры о том, кому подавать, сколько и зачем. Над этими вопросами сегодня размышляет настоятель храма прп.Серафима Саровского в пос.Песочный протоиерей Игорь ФИЛИН.

Апостол Павел говорил: «…подражайте мне, как я Христу» (1Кор.4,16). Подражая Христу, мы должны иметь милосердие, должны помогать облегчать страдания больным, немощным, насколько это в наших силах. Хотя, как говорил святой прав.Иоанн Кронштадтский, надо иметь и духовное рассуждение при этом. Сам о.Иоанн, раздавая милостыню широкою рукою, тем не менее предупреждал, что прежде, чем подать милостыню, надобно подумать.

Речь, конечно, идёт не о грошовой милостыне нищим, а о большой, солидной помощи. Потому что, к сожалению, человек такое существо, что, привыкнув принимать помощь, он начинает спекулировать на своей немощи, неспособности самому себя обеспечи­вать. Он даже начинает требовать и ещё обвинять других, что они не оказывают ему той помощи, какая ему надобна. Как поступать в этом случае человеку щедрой души, сострадательному? Если просящий в состоянии заработать себе на жизнь сам — конечно, было бы безрассудно оказывать ему постоянную помощь. Пестуя тунеядца, мы вредим его душе, ибо сказано: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт.3,19). А чтобы есть хлеб, надо его сначала заработать. Поэтому, учась быть милосердными, надо творить дела милосердия с рассуждением.

Если кто-то стоит у метро и просит рубль — не хватает на проезд — или бабушке на хлеб — дай ради Христа. А вот если кто-то у нас попросит часть нашего имущества, тут подумаем, надо ли его отдавать, или, может быть, это будет не полезно просящему. К тому же надо думать и о том, как это воспримут близкие, перед которыми мы тоже несём ответственность. Да, мы знаем из истории Церкви таких святых, которые действительно раздавали всё своё имущество и шли вслед за Христом, будучи уже нищими. Но это очень высокий подвиг! Высокий, потому что сначала надо заработать имущество, чтобы было что раздавать. И заработать надо самому, а не пользоваться плодами трудов других людей, ибо в таком случае вы будете раздавать чужое.

Я вспоминаю одну историю из моей пастырской практики о молодом человеке, который уверовал, стал ходить в церковь, а прочитав в Евангелии, что надо давать милостыню, так и стал поступать. Отдавал всё, вплоть до того, что отдавал нищим даже свою верхнюю одежду, обувь. Через какое-то время ко мне пришла его мама, плачет: «Батюшка, мы с таким трудом покупали ему все эти вещи, а он идёт и отдаёт их первому попавшемуся. Купим новое, во всём стесняя себя, а он снова отдаст. Сам не работает, не зарабатывает ни копейки. Раздаёт то, что заработано, куплено и скоплено нашим с отцом трудом. Как быть? Помогите».

Получается, что милостыню этот молодой парень подавал за счёт других людей, он раздавал не своё добро, а то, что было заработано чужими руками. Легко быть добрым, щедрым и милосердным на чужой счёт. Пришлось запретить этому юноше раздавать одежду, пришлось сказать: «Сначала пойди заработай. Что заработаешь — принеси домой, отдай родителям, которые все эти годы поили, кормили, одевали тебя и вправе рассчитывать на старости лет на твою помощь и поддержку. А вот свои карманные деньги можешь тратить как тебе заблагорассудится, в том числе отдать нищим».

«Церковь в Песочном»

предыдущая    следующая