Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Командировка души
ВОСХОЖДЕНИЕ НА РУМБОЛОВСКУЮ ГОРУ
В последний раз мы беседовали с прот.Романом Гуцу, благочинным Всеволожского округа Выборгской епархии, настоятелем храма Спаса Нерукотворного Образа на Румболовской горе, никак не меньше десяти лет назад, однако мне хорошо запомнился этот умный, энергичный, хозяйственный батюшка. Да, встречи с отцом Романом были одним из самых ярких воспоминаний о моих путешествиях по храмам Ленинградской области. И вот спустя десять лет мы встречаемся с ним вновь…
— За эти десять лет у нас построено десять храмов, — сразу ответил на мой вопрос отец Роман. — Собственно, десятый мы достраиваем сейчас, в эти дни, — храм Алексея Человека Божия на старом Всеволожском кладбище… Теперь оно освятится и станет настоящим православным кладбищем.
Итак, десять новых храмов… Что это означает для нашего прихода? А вот что: многие наши прихожане перейдут теперь в эти построенные храмы. Вы ведь знаете: близость храма к человеческому жилью — это сейчас главнейшее условие, определяющее всю приходскую жизнь! Если раньше, до революции, храмы строились на самом красивом месте в округе и становились архитектурной доминантой, то сейчас приходские храмы лучше всего развиваются там, где в шаговой доступности имеется жильё.
— Выходит, теперь красота — не главное условие храмоздательства?
— Нет, не так… Конечно, в чём-то вы правы: теперь строители храма больше заботятся о красоте внутреннего убранства, чем об украшении ландшафта. Но ведь надо учитывать и психологию современного человека: мы все вечно спешим, суетимся, нам тяжело идти в церковь, если она расположена далеко от нашего дома… Так пусть лучше храм наполнится молящимися, чем станет всего лишь украшением пейзажа!
— Я знаю, что священники, занятые храмоздательством, делятся, так сказать, на две части. Одни говорят: «Надо сперва построить храм, а прихожане будут». Другие считают, что нужно дождаться, пока появятся прихожане, и тогда уже начать строительство храма. Вы, отец Роман, какого мнения придерживаетесь?
— То суждение, что нужно сперва собрать приход, а уж потом этот приход начнёт строить храм, я слышал от духовенства старшего поколения. В постсоветское время такая точка зрения главенствовала: инициатива построения храма всегда шла от двадцатки, которая состояла из энергичных, истинно верующих людей. Но те десять храмов, о которых я упомянул, строились совсем по-другому: не было ни двадцатки, ни иной инициативной группы, — храм возводили по инициативе Церкви. И каждая из десяти церквей начиналась по-своему. Возьмём, к примеру, Романовку, что в пяти километрах от Всеволожска. Храма там никогда не было за всю историю её существования. Мы с владыкой Игнатием поехали к главе администрации и просили земельный участок. Нам предложили три варианта, и мы выбрали один — совершенно не видовой участок, незаметный с дороги, но зато близкий к жилому массиву. И милостью Божией теперь там построен большой храм св.блгв.кн. Александра Невского. Благодаря близости многоквартирных домов приход там собрался мгновенно, и по воскресным дням бывает около ста причастников!
Вот другой случай. В Борисовой Гриве, на месте нынешнего храма свт.Спиридона Тримифунтского, стояла маленькая, уже довольно ветхая часовня. На неё была оформлена земля — около 50 соток, но участок этот не был никак обозначен, огорожен… Если не начать стройку, то землю эту отберут: через несколько лет срок аренды оканчивался. И я испросил у владыки благословения построить здесь храм, что и было сделано.
Вот храм св.ап.Андрея Первозванного в посёлке им.Свердлова — там была похожая история: некогда здесь выделили землю под строительство храма свт.Спиридона Тримифунтского, но он никак не строился… Оставалось полгода до окончания срока аренды, местные деятели уже строили свои планы на этот участок. И вновь я обращаюсь к епископу Игнатию: «Владыка, за Церковь обидно! Неужели мы ничего не можем сделать?» Смогли! За полгода построили храм.
Все построенные храмы востребованы, повсюду там приходская жизнь налаживается. Господь Сам созидает приходские общины!
— Когда я в последний раз был в вашем храме, Санкт-Петербургская епархия ещё не была разделена… Скажите, для вас что-то изменилось с возникновением Выборгской епархии?
— Вот что изменилось: Церковь стала крепче и сильнее. Епископ стал ближе и к народу, и к духовенству!
Недавно мы проводили в вечную жизнь митрополита Владимира (Котлярова)… За те 10 лет, что прошли от начала моего настоятельства в храме Спаса Нерукотворного Образа до создания Выборгской епархии, владыка Владимир был здесь всего два раза. Я, разумеется, говорю это не в укор ему: Санкт-Петербургская епархия была огромна — как тут поспеешь повсюду!.. Но выходит, что такого попечения, заботы, помощи, такого влияния на церковную жизнь, которое сейчас есть в Выборгской епархии, тогда, конечно, не было. С владыкой Игнатием (Пуниным) у нас милостью Божией полное взаимопонимание и доверие, а когда есть такое соработничество, Церковь может достигнуть наибольших успехов.
— Десять лет назад на меня большое впечатление произвело ваше умение находить взаимопонимание со светскими властями, в результате чего польза Церкви сочеталась с пользой обществу. Как сейчас идёт соработничество с властью?
— Увы, это больной вопрос… Возможно, я постарел и утратил былую дипломатичность, а может быть, Господь испытывает нас, — но только таких плохих взаимоотношений со светской властью, как сейчас, не было в моей практике никогда. Прежде, как бы ни менялось руководство района, но у него всегда было стремление поддержать церковную жизнь, помочь чем-то, исходя из своих возможностей. Сейчас, к сожалению, мы такого не видим.
Молимся за наши власти — и я, и епископ Игнатий — и надеемся на Божие чудо, но
пока изменений к лучшему не видно. Что ж, видимо, это тяжёлое время нам нужно
для того, чтобы мы стали сильнее, мудрее и не забывали, что в годы гонения
Церковь становится прекраснее во всём —
и в своих повседневных делах, и в духовном облике. Ведь Иоанн Златоуст говорил,
что самое опасное для Церкви время — это время отсутствия гонений.
— Неужели на вас воздвигнуты гонения?
— Если обо всём писать подробно, то газеты вашей не хватит… Расскажу только об одном: о том, как мы справляли всем в России памятную Пасху 2020 года. Тогда, в Великую Субботу, двери всех православных храмов Всеволожского района были забаррикадированы муниципальной техникой — тракторами, служебными машинами, грейдерами ДРСУ… Операция проводилась с необыкновенной ревностью, достойной лучшего применения. С самого утра каждый храм оказался в настоящей осаде, чтобы никто из верующих не проник в церковь. Даже узбеки, которые сидели за рулём многих этих машин, горько недоумевали: «Аллах не поймёт, как можно такое творить!» Представьте себе, например, такое: дорога к храму в Бернгардовке преграждена огромным трактором, а некая верующая мамочка — с коляской, где лежит грудничок, со вторым ребёнком на руках — идёт освящать пасхальные куличи и яйца. Но коляску через трактор не перетащить! Женщина оставляет её едва ли не на проезжей части и с детьми на руках перелезает через ковш экскаватора, ибо не хочет остаться на Пасху без кулича и освящённых яиц. Чтобы попасть во всеволожский Троицкий храм, люди с котомками в руках перелезали через забор. Здесь, на Румболовской горе, мы устроили автопарковку для прихожан — территория парковки находится в аренде у прихода, это наша земля! И вдруг какие-то спецмашины преграждают нам въезд на нашу собственную территорию! Это настоящее беззаконие! Я звоню генералу МЧС Дейнеке, докладываю о том, что у нас творится, а он мне в ответ: «Батюшка, это не моя сфера, я ничего не могу поделать!» Звоню начальнику УВД — он не берёт трубку, звоню его заместителю — не берёт трубку, звоню начальнику полиции — тот отвечает прямо: «Отец Роман, мы с администрацией ссориться не будем, ты нас прости!»
Потом выяснилось, что накануне, в пятницу, заместитель главы района по
безопасности издал постановление о мобилизации всей муниципальной техники —
для чего? Для тушения лесных пожаров!.. Таково было основание творившегося
безобразия. После Пасхи, в понедельник, я спросил директора лесхоза: «Какие у
вас были пожары? Где у нас леса во Всеволожске?» Он ответил: «Да я ничего не
просил. Никакая техника для лесных пожаров не выделялась». Словом, происшедшее
можно было назвать, во-первых, экономическим преступлением, а во-вторых,
оскорблением религиозных чувств верующих.
И это только один из примеров… Могу и больше рассказать, но всё это болит у меня до сих пор… Верю, впрочем, что с Божией помощью мы всё это переживём.
— Давайте тогда поговорим о чём-то более светлом… Расскажите, как живёт приход храма Спаса Нерукотворного Образа.
— Слава Богу, жизнь идёт. Расскажу сперва о том, что именно вам, как журналисту, близко и понятно: мы издаём газету! Сначала это был приходской листок, а последние 10 лет он стал официальным печатным изданием. Отличительной его чертой является то, что мы стараемся избегать перепечаток с каких бы то ни было изданий — и дореволюционных, и современных. У нас только живое слово! Мы проводим регулярные встречи с молодыми прихожанами, — встречи, которые носят познавательный, просветительский характер, ведём большую образовательную деятельность. Во-первых, к началу сентября мы получили лицензию — и теперь у нас открыта православная гимназия «Логос» в здании у храма свв.Константина и Елены. У нас множество детских хоров. Самый известный — детско-юношеский хор «София», который уже имеет общероссийскую известность. Совсем недавно в Петербурге наш хор участвовал в фестивале «Русская сказка» и стал лауреатом третьей степени. Фестиваль был международного значения, и для нас это высокая оценка! Для мальчишек у нас есть церковная деревообрабатывающая мастерская, которая оснащена прекрасными, современными станками.
— Отец Роман, на прощание скажите нашим читателям небольшое наставление о Великом посте.
— Дорогие читатели газеты «Православный Санкт-Петербург»! Хотелось бы передать вам Божие благословение на это спасительное время. Я желаю, чтобы наступивший Великий пост не прошёл даром для каждого из нас, чтобы мы стали немножко чище и ближе к Богу, чтобы мы преодолели свои греховные пристрастия, чтобы мы могли немножко остановиться в суетном, сумасшедшем ритме современной жизни, взглянуть на свою душу и увидеть, что там ненужного, греховного собралось за нашу жизнь. И дай Бог, чтобы этот Великий пост для каждого из нас был отмечен искренним, глубоким покаянием, чтобы любовь к Богу и к Церкви окрепла, чтобы с новым звучанием, новым смыслом открылись для нас наши православные богослужения, чтобы чаще, искреннее, усерднее мы во время Великого поста причащались Святых Христовых Таин. Дай Бог, чтобы это у каждого из нас получилось.
Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН