Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Со святыми упокой

«ПУСТЬ ЦЕРКОВНАЯ ДВЕРЬ БУДЕТ ОТКРЫТА!»

Сегодня, вспоминая в Бозе почившего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира (Котлярова), мы обратились к известному петербургскому священнику настоятелю храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове протоиерею Вадиму Буренину с просьбой поделиться с читателями воспоминаниями о незабвенном владыке.

— Отец Вадим, расскажите, как вы в первый раз встретились лицом к лицу с владыкой, каково было ваше первое впечатление?

— Первая обстоятельная беседа с владыкой произошла в епархиальном управлении вскоре после его назначения на Санкт-Петербургскую кафедру. Когда я зашёл в кабинет, владыка посмотрел на меня внимательным, пронзительным взглядом, поднялся со своего места, благословил и предложил сесть. Всё же я был совсем молодым священником, однако он проявил внимание, и я сразу почувствовал его доброжелательность. Он расспрашивал меня о семье, о местах служения и попутно делал пометки в своих записях. Должен сказать, что с его стороны чувствовался неподдельный интерес к тому, что я говорю. И хотя информация о каждом священнике хранится в личном деле, он хотел составить впечатление о человеке самостоятельно. При прежнем владыке Иоанне у духовенства всегда была возможность с ним пообщаться, и теперь я вышел из кабинета радостный от того, что такая возможность осталась и при новом владыке.

— Как известно, поначалу владыка вызывал в епархии определённый скептицизм, особенно у горячих почитателей владыки Иоанна… Можно ли сравнивать этих двух владык?

— Нельзя забывать о том, что время служения двух архипастырей отличалось кардинально и отношение общества к Церкви было разным. Невозможно сравнить количество верующих, священников и храмов в эти два периода времени. Митрополит Иоанн уделял большое внимание человеческим душам, был доступен и отвечал на духовные запросы общества, ведь народ был совершенно не знаком с православием. Для этого владыка Иоанн проводил встречи с огромным количеством людей даже в светских заведениях, например дворцах культуры. Помимо этого, он уделял огромное внимание вопросам истории и тому пути, по которому должна идти Россия. Конечно, его любили, и смерть такого архипастыря стала огромной утратой. Нет ничего удивительного в том, что кому-то нужно было время, чтобы привыкнуть и принять нового владыку.

Новый архиерей органично вписался в «климат» нашего города, проникся его духом и стал его частью, так что и верующие, и светские люди полюбили нового архипастыря. Он деятельно взялся за строительство новых храмов и возрождение порушенных. Теперь стало возможным проповедовать совершенно открыто, и Церковь значительно пополнилась новыми членами, появилось больше священников, и — что немаловажно — стала процветать монашеская жизнь. Монашество — особая забота и любовь владыки Владимира.

— Что владыка представлял из себя как иерарх и как человек? Какой он был?

— Владыка был требовательным. Это однозначно положительное качество, потому что человек склонен лениться и идти по лёгкому пути, а требовательный начальник не будет этому потворствовать. Владыка требовал, чтобы богослужения совершались, и совершались как положено, чтобы храмы были открыты не только по выходным, но и в будние дни. Чтобы пол не проваливался, а штукатурка не сыпалась прихожанам на голову. Время было благоприятное, восстанавливать храмы стало значительно проще, и владыка не упустил этот момент.

Душа митрополита Владимира болела за чистоту православия, за святость монашеской жизни. Владыка стремился искоренить имевшие место искажения и извращения духовной жизни; поэтому появились недоброжелатели и ненавистники. Он вразумлял, убеждал, иногда «выкорчёвывал больные деревья» достаточно решительно, не боясь последствий, а это нравилось далеко не всем. Ослеплённые своей мнимой праведностью клевещут на владыку и поныне. Однако все его мысли, устремления, труды — всё было направлено на благо Церкви, на созидание духовной жизни.

Он много служил сам, посещал и самые отдалённые храмы епархии, смотрел, что происходит на приходах. Был внимателен к мелочам. Однажды позвонил и сказал, что, проезжая по Каменноостровскому проспекту, заметил, что центральная дверь закрыта. А это неправильно: не каждый человек решится дёрнуть ручку и может просто уйти. С тех пор я слежу, чтобы по возможности уличная дверь была всегда открыта. Он же благословил, чтобы службы в нашем храме совершались каждый день.

Владыка никогда не упускал возможность сказать доброе слово, поддержать. Я помню, что во время визита к нам, в храм на Каменном острове, он отмечал пение хора, благодарил регента и певчих.

С отеческой любовью приветствовал мою супругу: для них обоих много значил Ростов-на-Дону, родина матушки, где она пела в кафедральном соборе и где владыка возглавлял митрополию, — а потому всегда имел для неё доброе слово.

Приведу ещё такой характерный эпизод: возвратившись однажды домой, узнаю, что сегодня моя жена долго беседовала с владыкой. Как так? Она искала в моём сотовом телефоне нужный номер и совершенно случайно позвонила митрополиту. Извинилась и хотела тут же положить трубку, но владыка спокойно сказал: «Раз позвонила, давай поговорим». Расспросил о семье, о детях, как добрый, чадолюбивый отец.

Еще раз подчеркну, что при всём величии масштаба своей деятельности владыка оставался открытым и внимательным к тем, с кем свёл его Господь.

предыдущая    следующая