Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Родом из детства

МОЖЕТ ЛИ ЯБЛОКО НАУЧИТЬ ПРАВЕДНОСТИ?

Интересная вещь Интернет: чего там только не найдёшь! Я вот, например, недавно нашёл выложенные там старые школьные учебники, по которым я когда-то учился. Учебники чтения для 1­го класса под названием «Звёздочка» и для 2­го класса под названием «Флажок» — это начало 70­х, эпоха далёкая и ныне такая же неправдоподобная, как, к примеру, царствование Симеона Гордого. Ничего не осталось от того времени — последние крохи памяти подчищает пропаганда, да так резво, что даже нам самим, жившим в те времена, уже кажется, что не могло такого быть! Верно, приснилось нам наше детство!

Когда-то я говорил, что правду о тех временах можно узнать из тогдашних фильмов, но теперь на это отвечают, что фильмы-де — это грубые советские агитки, которые показывают то, чего не было на самом деле. И что тут скажешь в ответ? Взять человека за руку и отвести в Советский Союз, чтобы он сам во всём убедился, я не могу — а какие могут тут быть иные контрдоводы?

И вот нахожу я в Интернете свои старые учебники чтения начальных классов, читаю их страницу за страницей и как на машине времени возвращаюсь в 1971, 1972, 1973 годы… Что тут припомнилось, какие наплывы ностальгии я испытал — об этом говорить не буду, это касается только меня… Но вот что я хотел бы показать вам: сперва один маленький рассказик, или, скорее, сказку, или, ещё вернее, притчу отыскал я в учебнике под названием «Звёздочка» (цитирую точно по тексту):

АПЕЛЬСИН И ЯБЛОКО

Девочка сняла с апельсина кожуру, увидела, как много в нём долек, и спросила:

— Апельсин, почему ты весь из долек?

— А это для того, чтобы ты со всеми могла поделиться, — ответил апельсин.

— А ты, яблоко, почему без долек? Чтобы я могла съесть тебя целиком? — спросила девочка, взяв яблоко, которое лежало рядом с апельсином.

— Нет, ответило яблоко, — чтобы ты могла целиком отдать меня.

Вот и всё — несколько строк. Но прошу вас вдуматься в них! Вам это ничего не напоминает? Например, жития наших православных святых? Например, то, что рассказывают о молодых годах св.прав. Иоанна Кронштадтского, — как он в молодые годы никак не мог обзавестись новыми сапогами, ибо, едва купив их, тотчас, в первый же день, отдавал какому-нибудь нищему бедолаге, встреченному на улице, и возвращался домой босиком. Мы справедливо восхищаемся такими делами кронштадтского праведника, — но что же вы скажете о скромном рассказике из учебника для советских первоклашек? Разве не тому же самому он учит, не той же нестяжательности и самоотверженному братолюбию?

Не святости ли?

Можно спорить о том, задел ли кого-то из октябрят этот рассказ, запал ли он в душу, стал ли жизненным принципом… Но дело-то даже не в этом! Дело в том, что вот было такое общество, которое с первого же школьного класса преподавало детям ни много ни мало, а основы святости! Кстати, обратите внимание: «Звёздочка» была книгой вовсе не для внеклассного, а именно для классного чтения, и данный рассказ мы читали в лицах, выходя к доске! Так что внимание на него обращалось пристальное!

Или, может быть, вы думаете, что эта басенка была исключением среди прочего учебного материала? Ну хорошо, полистаем заново эти учебники. Там много рассказов о родной природе, об истории России, о любви к Родине, — но, допустим, это к нашему разговору не относится. Но вот в книжке для второклашек «Флажок» мы находим такую простую историю… Рассказ называется «Шесть километров пути», и я не буду приводить его целиком — слишком длинный для газетной заметки. Но вот самая суть: несколько солдат получили увольнительные и идут из части в ближайший город. Планы на выходной у них, конечно, обширные; кто служил, тот знает, как дорожит солдат этими редкими подарками судьбы, — у меня самого, например, за два годы службы было только одно увольнение.

Так вот, несколько солдат спешат в город. Каждый час увольнения — на вес золота! Вдруг впереди забуксовавший грузовик. Как не помочь водителю! Несколько драгоценных минут солдаты тратят, вытаскивая машину из ямы. Идут они дальше и видят, как женщина пытается наколоть дров, неумело орудуя топором. Надо помочь ей! Ещё некоторое время отдано колке дров для незнакомой женщины. Затем пришлось свернуть с пути — поднести чемоданы приезжей девушке… Словом, в результате всё время увольнения было отдано на помощь ближним, самим солдатам не осталось ничего.

Не знаю, у кого как, а у меня этот рассказ вызвал в памяти евангельские слова: «…и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф.5,41—42).

Вот: самые высокие евангельские заповеди, они преподавались советским школьникам в начальной школе. Судите же об обществе, которое с такими требованиями подступало к своим гражданам.

И поверьте мне: эти два рассказа были не единственными поучениями в таком роде… Времени нет, а то бы я рассказал вам ещё и ещё: много подобного вычитал я из советских учебников для начальной школы.

Мне скажут: «Заповеди Божии, исполняемые не для Господа, не имеют силы». Верно. Это верно. Это чрезвычайно верно, и в этом-то главная причина крушения Советского государства: оно пыталось достигнуть Небес, не понимая, что Небес без Бога не достигнуть. Но само это стремление к добру, к братолюбию, к святости, оно не может не заслуживать глубочайшего уважения. Особенно сейчас. Больше ничего не скажу, только: «особенно сейчас».

Я опубликовал два эти рассказа на своей страничке в Интернете. Комментарии были самые скептические, чтобы не сказать издевательские. Общий смысл их таков: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда».

Что тут ответить?

Я могу только вспомнить в ответ ещё одну притчу — уже не из школьных учебников: я услышал её от одного старого человека… Притча о блокадном мальчике. Итак…

Блокадной зимой, в нетопленой тёмной квартире мама читает четырёхлетнему ребёнку детскую книжку, чтобы мальчик хоть на минуту забыл о голоде. Она раскрывает первую страницу, а на ней изображена корова. Мальчик спрашивает: «Мама, кто это?» — «Это корова, сынок. Она даёт молоко — такую вкусную белую водичку…» Переворачивает страницу, и они видят изображение яблока. «А это что такое, мама?» — «Это яблоко. Это такой вкусный, сладкий мячик…» — «А это что?» — «А это вишни — такие вкусные, сочные шарики…» — «А это что?» — «А это грибы — такие вкусные растения…» И тут мальчик сердито захлопывает книжку: «Ты, мама, неправду говоришь! Не может быть на свете столько вкусных вещей!»

Почему, интересно, когда я смотрю на людей, не видевших советские времена, но ругающих их, я вспоминаю эту притчу про блокадного мальчика?

Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая