Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

26 ноября — память свт.Иоанна Златоуста

ДУША РЕБЁНКА — МЯГКИЙ ВОСК

Ни один святой так много внимания не уделял воспитанию детей, пестованию их душ, как свт.Иоанн Златоуст, имеющий исключительную к детям любовь. Многие недоумевают: что может знать о детях, об их воспитании монах? Но, удивительное дело, именно монахи лучше нас, суетных и мирских, понимают детей, потому что сохранили души чистыми, а глаза — не замутнёнными житейскими соблазнами, а потому яснее видны им даже зачатки пороков и пути их исправления. Вспомните, как любил и привечал детей прп.Серафим Саровский! И как объяснить тот факт, что именно в мужском Хиландарском монастыре на Афоне растёт чудесный виноградник, насаженный здесь в незапамятные времена св.Симеоном Мироточивым (бывший сербский царь Стефан Неманя), который и по сию пору имеет особую благодать помогать бездетным людям? Что касается свт.Иоанна Златоустого, то всё становится понятно, коли внимательно прочитать его житие: «Святой Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, один из трёх Вселенских святителей, родился в Антиохии около 347 года, в семье военачальника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына. Мать же Анфуса, оставшись в 20 лет вдовой, не вышла более замуж, а отдала все силы воспитанию сына в правилах христианского благочестия». То есть воспитателем св.Иоанна была разумная любовь.

За редкий дар Боговдохновенного слова получил св.Иоанн своё прозвание Златоуст. Св.Иоанн Златоустый учит, что брак — для деторождения и слова «мама» и «Бог» должны быть первыми, которые дойдут до слуха младенца, а церковь с детских лет должна стать для ребёнка родным домом. Если мы внимательно прочтём и обдумаем его поучения, станет понятно, как должно воспитывать наших ненаглядных чад.

Возраст (детский) нежный, он скоро усвояет себе то, что ему говорят, и, как печать на воске, в душе детей отпечатлевается то, что они слышат. А между тем и жизнь их тогда уже начинает склоняться или к пороку, или к добродетели. Потому если в самом начале и, так сказать, в преддверии отклонить их от порока и направить на лучший путь, то на будущее время это уже обратится им в навык и как бы в природу, и они уже не так удобно по своей воле будут уклоняться к худшему, потому что навык будет привлекать их к добрым делам…

Сорную траву тогда нужно исторгать, когда возраст нежнее и исторгать легче: вот тогда оставленные без внимания страсти не усилились бы и не соделались бы неисправными.

Развращение детей происходит не от чего другого, как от безумной привязанности (родителей) к житейскому. Обращая внимание на это только одно и ничего не желая знать выше этого, они уже нерадят о детях с их душою. О таких отцах я сказал бы… что они хуже детоубийц. Те отделяют тело от души, а эти то и другое вместе ввергают в огонь гееннский.

Самое лучшее учение не то, когда, допустив наперёд порокам одержать верх, потом стараются изгнать их, но когда употребляют все меры, чтобы сделать природу нашу недоступною для них.

Родители будут наказаны не только за свои грехи, но и за пагубное влияние на детей, успеют ли они довести их до падения или нет.

Если бы отцы тщательно (по-христиански) воспитывали своих детей, то не нужно было бы ни судилищ, ни лишений и наказаний, ни публичных убийств.

Если дети получат надлежащее воспитание и твоим попечением наставлены будут в добродетели, то это будет началом и основанием твоему спасению и, кроме награды за собственные добрые дела, ты получишь великую награду и за их воспитание.

Подготовила Ирина НИКОЛАЕВА

предыдущая    следующая