Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Дорогой Владыка

«КУПОЛА НАДО ЗАСЛУЖИТЬ!..»

Сегодня нам хотелось бы вернуться к разговору со знаменитым русским художником Анатолием Леонидовичем Набатовым, автором портрета матери св.прав.Иоанна Кронштадтского Феодоры Власьевны Сергиевой. Дело в том, что среди многочисленных портретов, выполненных им (а он писал и Виктора Астафьева, и Василия Белова, и Валентина Пикуля и т.д.), есть и портрет нашего дорогого владыки Иоанна (Снычёва).

— Анатолий Леонидович, вы делите своё творчество на какие-то периоды?

— Нет. Если и есть какие-то вехи, то они совпадают с вехами нашей русской истории. Впрочем, вот одна из моих вех: портрет митрополита Иоанна (Снычёва).

Я подхожу к портрету владыки. Очень необычный портрет — не похожий на все прочие, что мне доводилось видеть. Зная замечательное мастерство А.Л.Набатова как портретиста, я не сомневаюсь: если он изобразил владыку именно так — значит, художнику удалось уловить в облике старца те черты, которые ускользали от меня прежде. На портрете владыка словно прислушивается к чему-то чрезвычайно волнующему его, глаза его сосредоточены и ясны, лицо полно одушевления…

— Вы знаете, что это единственный его натурный портрет? — продолжает художник. — Все прочие написаны с фотографий, а фотография значительно искажает черты и очень редко передаёт движения души. Потому и портреты выходят совершенно не похожими. Взять хотя бы бороду: у Владыки бородка была очень нежная, полупрозрачная, — а теперь ему такую мощную бородищу рисуют, хоть Илье Муромцу впору! Да разве только в этом дело?..

Я начал писать митрополита Иоанна осенью 1993 года, а заканчивал после большого перерыва — весной 1994­го…

— А при каких обстоятельствах вы с ним познакомились?

— В 1993 году я работал в Верховном Совете РФ. Это был конец августа. В эти дни владыка приехал в Москву, кажется, на заседание Синода, и я, зная, что он приезжает, пригласил его в Белый дом на встречу с председателем Верховного Совета Хасбулатовым. Вместе с Владимиром Бельковым, который возглавляет комитет храма Спас-на-Водах — часовни, которая стоит в устье Невы, напротив Горного института, — она как раз им поставлена, — мы вдвоём и устраивали эту встречу, потому что глава комитета по религии, который обещал всё устроить, накануне неожиданно исчез. Помощников его тоже нет на месте, кабинет закрыт… Пришлось самим всё это организовывать и отвечать на многочисленные расспросы из канцелярии Хасбулатова — там даже не знали, как правильно обращаться к митрополиту. «Владыка? — Вроде как-то неудобно… Ваше Высокопреосвященство? — Ну это совсем не подходит для нас…» Более того: они долго гадали, как лучше сказать — Петербургский или Петербуржский. До смешного доходило: кто-то предлагал называть Питерским!.. Но всё нужно было решить заранее, потому что встреча попадала на телевидение и проколов не должно было быть. Потом ситуация сложилась и вовсе по-идиотски: встреча чуть не сорвалась. В канцелярию позвонил помощник митрополита (кажется, это был К.Душенов), а трубку снял какой-то депутат, который случайно вошёл в кабинет и не был в курсе происходящего. Но он же депутат! У него же огромные амбиции (вкупе с нежеланием во что-нибудь вникнуть): «Какая такая встреча?! Какой митрополит? Я про это ничего не знаю!» Он действительно ничего не знал, так зачем же было влезать? Душенов, естественно, решил, что никакой встречи не будет, что всё отменилось. А мы стояли рядом, слышали этот разговор, но ничего сделать не могли: депутата же прерывать нельзя! Однако мы нашли выход: убежали в другой кабинет и позвонили владыке лично: «Встреча состоится, не волнуйтесь, никого не слушайте — в Верховном Совете хватает людей со странностями!» И встреча состоялась.

— А какое впечатление произвела на владыку ваша выставка?

— Его отношение к искусству было даже не трепетным, а скорее требовательным. Он сказал мне, что в детстве учился в детской художественной школе и с тех пор смотрит на живопись как на то, что его непосредственно касается. И на мои работы он смотрел как строгий критик, хотя надо признать, что свет в этом зале Верховного Совета был в высшей степени неудачным и многие холсты выглядели совсем не так, как при хорошем освещении. А вот про цикл картин «Небесная Россия», где изображено множество православных храмов, как бы собранных на одном пространстве, он сурово сказал: «Слишком много куполов! Купола ещё заслужить надо!»

— Простите, я не понял, что владыка имел в виду: кому заслужить? Художник должен заслужить право изображать церковные купола? Или зритель — право смотреть на них?

— Страна должна заслужить купола! Страна! Он вёл речь о стране! Почему-то в наших разговорах мы с ним никогда не касались ни его личных обстоятельств, ни моих. Мы обычно говорили о вещах более общих — не знаю почему, так сложилось.

…Словом, я в тот день выслушал немало замечаний, однако вскоре владыка уже позировал мне для этого портрета. Было несколько сеансов в его резиденции на Каменном острове, причём должен признаться, что один из этих сеансов я самым позорным образом проспал. А он ждал меня, волновался, звонил. Когда же я наконец поднял трубку, он сказал довольно сухо: «Со мной так ещё никто не поступал». Потом всё же простил меня, и наши сеансы продолжились.

— Вы о чём-то беседовали с владыкой за работой?

— В основном он сам расспрашивал меня… И вопросы его касались расстрела Верховного Совета, которое произошло за два месяца до того. Я ведь все дни осады и штурма провёл в Белом доме и знаю эту страшную историю не по чьим-то рассказам… А владыка всё хотел узнать из первых рук, интересовался малейшими деталями. И вот видите, какой у него на портрете взгляд? Это именно тот взгляд, с которым он слушал мой рассказ о Белом доме, о расстреле его, о штурме, о трупах. Он только иногда взглядывал на меня: так задумается, слушает, слушает, потом задаёт вопрос и посмотрит в мою сторону… А взгляд у него был такой: вроде со мной разговаривает и в то же время не со мной. Я постарался это отразить. Как я уже говорил, в портрете нужно передать не только морщинки и выпуклости на коже…

Однажды я спросил у него: «Как вы считаете, почему Верховному Совету не удалось остановить развал страны?» Если вы помните, Верховный Совет тогда не ратифицировал ни одно предложение Ельцина, ни один его указ, направленный на разгром экономики, на приватизацию. Всё это Ельцин проводил только через голову Верховного Совета, а Верховный Совет мог это остановить и останавливал уже, — но тут случилось то, что случилось… Почему же Бог не дал победы депутатам? И в ответ на этот вопрос митрополит Иоанн рассказал притчу — он часто говорил притчами.

Сказал он так: «Жил на свете один разбойник, который много-много грешил, а дожив до старости, почувствовав приближение смерти, решил сделать доброе дело. Но у него ничего не получилось, сколько он ни старался! И вот он умер, предстал перед Богом и спрашивает у Него: «Боже, ну почему же Ты не дал мне сделать доброе дело?» И Господь отвечает: «Это не Я тебе не дал, это твои грехи тебе не дали».

Что же Владыка хотел сказать этой притчей? Он хотел напомнить, что первый камень в разрушающуюся сверхдержаву пустил именно Верховный Совет. Именно Верховный Совет принял декларацию независимости России 12 июня. А сколько жуликов проникло в депутаты? Они потом перебежали на сторону Ельцина. Впрочем, большинство всё-таки было честными людьми, но и у них немножко головки кружились… Вот об этом и говорил митрополит Иоанн своей притчей.

— А какое впечатление производил владыка?

— Какое? Что тут долго говорить? — старец! Святой старец!

— То есть его святость была очевидна для вас?

— Да, конечно! Я и на портрете пытался это передать. Весь облик его был лёгкий, светлый… На фотографиях этого не видно, а на портретах, списанных с фотографий, — ещё того меньше. Но я постарался, насколько это вообще возможно, изобразить святость кистью и красками.

Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая