Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

О русской святости

НОЧНОЙ ПОЛЁТ В ИЕРУСАЛИМ

История святителя Иоанна Новгородского (†1186 г.) известна, наверное, всем православным. Лучше всех о нём написал — ещё в XV веке — знаменитый русский книжник по имени Пахомий Логофет. Этот-то Пахомий поведал нам, как святитель Иоанн летал на бесе в Иерусалим, как нечистый отомстил ему, убедив новгородцев, что в келью к святителю постоянно ходит блудница, и, наконец, о том, как возмущённые новгородцы решили изгнать мнимого блудника из города: посадили святителя на плот и пустили по Волхову — плыви, мол, отселе! И плот поплыл — но не по течению (а оно в Волхове сильное, быстрое!), но против течения. И тогда побежали новгородцы по берегу вслед за плотом, со слезами умоляя архиепископа простить их, — и он простил, конечно, своих сограждан.

Вот как Пахомий излагает историю о путешествии в Иерусалим:

— В един из дней святой по обычаю своему совершал в своей келье молитвы. Был у него тут сосуд с водой, служащий для умывания. И услышал святитель, что кто­то бурчит, кто­то бормочет в том сосуде, и догадался, что это бес. (У Логофета написано: «уразуме бесовское мечтание».) И сотворил молитву, и оградил сосуд крестом, и запретил бесу…

Недолго смог терпеть бес и начал вопить: «О лютое мне горе! Огонь меня палит: не могу вынести; скорее отпусти мя, святче Божий!» Святой же спрашивает: «Кто еси ты и как сюда пришёл?» Диавол же отвечает: «Аз есмь бес лукавый и приидох смутити тя!» И долго так вопил окаянный, святой же сказал: «За дерзость твою повелеваю ти: этой ночью донеси мя из Великого Новаграда в Иерусалим-град, и поставь мя у церкви, где Гроб Господень, и из Иерусалима-града в ту же ночь верни в келию мою. И аз тебя отпущу». Бес согласился, токмо вопил: «Отпусти мя, рабе Божий, се бо люте стражду!»

Святой же сказал: «Да будешь ты яко конь взнузданный, стоящий пред кельею моею». Бес же вышел из сосуда яко тьма, и ста яко конь пред кельей святого. Святой же, вооружив себя крестом, сел на него, и той же ночью очутился в Иерусалиме-граде близ церкви Святого Воскресения, где Гроб Господень и часть животворящего древа. Бесу же запретил отходить от места того. И встал Иоанн пред дверьми церковными, и, преклонив колени, помолился, и отверзлися двери церковные сами по себе, и свечи и паникадила у Гроба Господня зажглись… Вышел из церкви, совершив желание своё, и двери церковные сами по себе затворились. И нашёл святой беса стояща на том месте, где повелел ему стоять, в виде коня взнузданного. И сел на него святой, и очутился тою же ночью в Великом Новеграде, в келии своей.

Так пишет Пахомий Логофет. Захватывающая история, — особенно если читать всё, что случилось потом. Но вы скажете мне: можно ли верить этому рассказу? Неужели случались такие вещи в домонгольской древности? Уж больно на сказку похоже! Тут и Гоголь сразу вспоминается с его кузнецом Вакулой, столь же чудесным образом прокатившимся в Петербург. Гоголь, по крайней мере, не утверждал, что его история имела место в действительной жизни…

Во всяком случае, святитель Иоанн Новгородский — лицо вполне историческое, и могилу его всякий может видеть в Новгородской Софии. Но даже в плот, плывущий против волховского течения, верится легче: на Волхове и не такие дела совершались. Вот и блаженный Николай Кочанов бегал по его водам, яко посуху, — бегал в том самом месте, где святитель Иоанн плыл на своём плоту. А чтобы на бесе да в Иерусалим… Странно как-то. И почему на бесе? Уж если захотел святитель побывать на Святой Земле, то сел бы на обычного коня.

В древних житиях много таких сказочных рассказов: вот, например, в житии свв. Петра и Февронии есть история про змея, превращавшегося в человека и ходившего к княжеской жене, и что убил святой Пётр этого змея неким таинственным Агриковым мечом… Тоже верится с трудом. Почему сейчас ничего подобного не происходит?!

Но если уж говорить о том, что происходит сейчас, то вспоминается мне история, которую рассказывают про другого святителя Иоанна — митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычёва). Говорят, что однажды подъехал он к Лавре на своём автомобиле. Я не помню, каким именно автомобилем он пользовался — «Волгой» или даже «Мерседесом», но было это большое авто чёрного цвета. И вот выходит владыка из своей машины, а тут какая-то раба Божия, решившая, видимо, поддеть архиерея, спрашивает у него: «Ох, как же это вы, владыка, на таком чёрном бесе ездите?!» На что митрополит со своей кроткой улыбкой отвечает ей: «Да слава Богу, матушка, что я на бесе, а не он на мне!»

Интересное совпадение с той давней историей про новгородского архиепископа — даже имена те же и земли близкие. Но вот что ещё интереснее: мы привыкли к «чудесам» технического прогресса и как бы не замечаем их. Но ведь прогресс этот, как человечество уже не раз убеждалось, опасная штука! Древний новгородец, увидев чёрное авто санкт-петербургского владыки, несомненно, принял бы эту страшную штуку за беса — и был бы, наверное, не столь уж неправ. То, что мы более или менее безопасно пользуемся плодами этого прогресса, — на то особая милость Божия. И та же милость Божия позволила Иоанну Новгородскому безопасно оседлать чадо зла, чтобы съездить на нём во Святую Землю. Если задуматься над этим, то «сказочная» история путешествия святителя на бесе покажется не столь уж сказочной. В старину технических чудес было куда меньше, а потому, наверное, и Божии чудеса были более заметными и явными.

Святителю отче Иоанне, моли Бога о нас — не о том, чтобы нам кататься на бесах, а о том, чтобы бесам не кататься на нас!

Сергей ОЛЬХОВЕЦКИЙ

предыдущая    следующая