Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Рождество Пресвятой Богородицы

И ЗАСТУПАЕТСЯ, И МИЛУЕТ, И СПАСАЕТ

Сегодня на наши вопросы о Рождестве Пресвятой Богородицы отвечают не священники, не дипломированные богословы, но сами святые отцы, ибо святоотеческое наследие тем и славно, что в нём можно найти живой ответ на все наши недоумения: святые отцы Церкви нашей всегда подскажут, посоветуют, наставят. Итак, первый наш вопрос такой:

— Почему Пресвятая Богородица родилась на свет из чрева неплодного? Почему само Её рождение стало чудом?

На этот вопрос отвечает свт.Григорий Палама:

— Разве могло быть общим и для иных детей то чрево, из которого произошла Единая имевшая Святая святых Своим домом и Единая ставшая Обителью Создавшего естество? Потому что почему бы в таком случае не явилась бы до Неё или после Неё Дева Матерь и Божия Матерь? Но как прежде Неё и после Неё никто не обитал во Святая святых, так подобно сему и в оных материнских ложеснах ни прежде, ни позднее не был чревоносим иной плод.

То есть не могло, не должно, если хотите, не имело права чрево праведной Анны носить иных детей, кроме Девы Марии! Оно предназначалось только для Матери Божией, только для Неё! Так говорит великий богослов Григорий Палама. А вот как отвечает на этот же вопрос (Почему Дева родилась от неплодных родителей?) другой великий богослов — прп.Иоанн Дамаскин:

— Потому что чудесами должно было предуготовить путь к единственной новости под солнцем, главнейшему из чудес, и постепенно восходить от меньшего к большему. Впрочем, я знаю и другую причину этого, гораздо возвышеннее и божественнее, именно: природа уступает могуществу благодати и, объятая трепетом, останавливается, не смея идти далее. Так как Дева Богородица долженствовала родиться от Анны, то природа не дерзала предупредить семени благодати, но оставалась бесплодною, доколе благодать не произрастила плода. Надлежало родиться первородной, чтобы родить Перворожденного всей твари, в Немже вся состоятся.

То есть Пресвятая Дева родилась не по природе, а по благодати. По природе своей Иоаким и Анна не могли иметь детей, и их долгая бездетная жизнь вполне доказала это. И вот, когда бессилие природы стало для всех очевидно, тогда вступила в действие благодать. А теперь наш следующий вопрос:

— Правда ли, что отец Пресвятой Девы, праведный Иоаким, молясь о рождении у него ребёнка, постился сорок дней, — но как постился: не вкушал ни пищи, ни воды? Возможно ли такое?

На этот вопрос отвечает прп.Григорий Никомидийский:

— У нас есть особенно спорливые люди, из коих одни почитают это невероятным, а другие даже невозможным. Действительно, подвиг этот превышает силы человеческие. Праведник усильным сопротивлением требованиям тела сподобился получить от Бога как благодать для подвигов, превышающих силы природы (сорокадневного поста), так и благодать даров, превышающих ожидание (рождение Девы). Так и Моисей изумляет пощением своим в продолжение сорока же дней. Да, и его подвиги изумительны. Но если кто пожелает рассмотреть воздержание Моисея и Иоакима с большим тщанием, то именно найдет, что пощение их отличается одно от другого. Моисей воздерживался и потому, что так определил Бог, и потому, что охранял скрижали, и потому, что дожидался Законодателя, что и доставляло ему наилучшее подкрепление и вместе с тем облегчало как тяготу продолжительного времени, так и требования природы. Между тем Иоаким отдаётся пустыне, подъемлет на себя подвиги и изливает напряжённую молитву, не получая ободрения ни от чего, но укрепляясь одною надеждою на Бога. Кто не изумится такому обстоятельству и не почтёт его превышающим всякое слово, когда оно величием своим поистине превосходит всякое разумение? Подумает иной, что настоящие слова мы говорим преувеличенно. Таковой пусть сам представит себе события в том виде, каковы они есть, и присмотрится, действительно ли они таковы, что никто не в состоянии прославить их, хотя бы он стяжал красноречием своим громкую известность, тем более превознести их гораздо больше, нежели как они заслуживают. Таковы деяния праведного Иоакима!

— Каково место праздника Рождества Пресвятой Богородицы среди прочих двунадесятых праздников?

Отвечает свт.Иннокентий Херсонский:

— Сам Господь явился в мире не прежде, как произошла на свет Мария, и явился от Марии. Посему одно лишь Рождество Бога Сына превосходит важностью Рождество Богоматери. Человечество, пройдя долгий ряд очищения и освящения в сонме патриархов и всех святых Ветхого Завета, явилось наконец в Марии на той степени чистоты и совершенства, на коей оно могло соделаться вместилищем Бога Слова. Таким образом, рождением Марии разрешилось неплодство не Иоакима токмо и Анны, а всего рода человеческого; а посему оно есть торжество поистине всемирное.

— Мы поём в молитве Богородице: «Благословенна Ты в женах…» Можно ли как-то по-особому, более подробно растолковать эти слова?

Отвечает свт.Прокл Константинопольский:

— Благословенна Ты в женах; Ты одна уврачевала печаль Евы; одна отерла слезы рыдающей; одна понесла цену искупления мира; одна получила для сохранения сокровище, драгоценнейшие жемчуга: одна прияла во чреве без вожделения и родила без болезни; одна родила Еммануила, как Он Сам восхо­тел. Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего; плод, но не семя; цвет, но не страсть; сияние, но не тварь; сопрестольный, но не меньший; солнце, а не прах; покланяемый, а не сотворённый; цена избавления, а не долг. Благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего.

— И последний наш вопрос: может ли Божия Матерь прощать нам наши грехи, как прощает их Сам Господь?

Отвечает митр.Антоний Сурожский:

— Она имеет что простить: ведь люди Сына Её уби­ли — и к Ней мы прибегаем. Потому что если Она простит, то никто нас не осудит. С какой верой приходим мы к Божией Матери, как глубока она должна быть, чтобы каждый из нас, который своими грехами и своим недостоинством участвует в смерти Христовой, мог бы сказать: Матерь, я погубил Сына Твоего, но Ты прости! И заступается за нас, и милует, и спасает, и вырастает во весь рост любви Господней. 

предыдущая    следующая