Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Слово пастыря

СОКРОВИЩА ВЕРЫ

«Сокровищ веры не вмещает ни земля, ни небо», — писал прп.Исаак Сирин. А прп.Симеон Новый Богослов говорил: «Вера есть умереть Христа ради за заповедь Его, в убеждении, что такая смерть приносит жизнь, нищету вменять в богатство, худость и ничтожество — в истинную славу и знаменитость и в то время, как ничего не имеется, быть уверену, что всем обладаешь, особенно же (она есть) стяжание неисследимого богатства познания Христа и взирание на всё видимое как на прах или дым. Вера во Христа есть не то только, чтоб небречь о приятностях жизни, но и то, чтоб терпеливо и благодушно переносить всякое находящее искушение в печалях, скорбях и неприятных случайностях, пока возблаговолит Бог призреть на нас». А из чего складывается вера современного христианина? Размышляет настоятель храма Августовской иконы Божией Матери в Буграх иерей Василий ТИЩЕНКО.

К большому сожалению, вера современного человека сосредоточена только на трёх Св.Таинствах — Крещении, Венчании и отпевании! 1. Родился ребёночек —
нужно обязательно крестить, чтобы Боженька оберегал. 2. Вступают молодые в брак — надо повенчаться, чтобы Господь хранил и укреплял семью. К тому же это такое красивое действо! 3. Умер человек — необходимо, конечно, отпеть, дабы Господь упокоил душу усопшего в Царствии Небесном. Вроде бы всё благочестиво и правильно… Грош цена такой вере!

Да, Господь оберегает нас от рождения до успения, и прежде всего оберегает от греха! Но если духовное воспитание ребёнка заканчивается Таинством Крещения, то какая польза от этого действа? Если человек, покрестившись, не принимает участия в жизни Церкви, не приступает к церковным Таинствам и не живёт по заповедям христианским, то Таинство Крещения становится бессмысленным! А ведь научить дитя христианскому пониманию жизни должны его крёстные родители и родные мама с папой, ибо они несут ответственность за этого ребёнка пред Богом!

Если мы, верующие люди, приступили к этому Таинству, мы же должны понимать, что душа человека больше и важнее тела, потому что душа — это дар Божий, искра Божия. Мы должны понимать, что душа, в отличие от бренного тела, бессмертна, что её впереди ждёт жизнь вечная, а наша земная жизнь временна, и только от нас самих зависит, какое будет продолжение этой жизни в мире ином. Почему же тогда мы больше заботимся о теле и о земной, краткой, временной жизни?

Вот если у нас заболевает тело, мы, даже если очень не хочется, идём в больницу, стоим в очереди, пьём горькие лекарства, ложимся под хирургический скальпель, жертвуем всем — временем, своими желаниями, денежными средствами. Почему же о душе так не заботимся, если верим в её бессмертие?

Если мы любим своего ребёнка, которого сегодня крестим, мы заботимся о том, чтобы его временная, земная жизнь сложилась благополучно. Стараемся одеть поприличнее: малыш ещё на свет не появился, а родители уже ползунки-распашонки подбирают. Накормить стараемся повкуснее и с пользой для здоровья. В детский сад пришло время отдать — родители непременно стараются отыскать детский сад получше. Пусть дорого — не жаль денег для родного чада, ведь воспитание, которое он получит в детском саду, должно быть на самом высшем уровне.

Наступила пора вести ребёнка в школу, и тут тот же подход! Если сын или дочь плохо справляются со школьной программой — нанимаем репетитора, да и сами, уставшие после работы, полусонные, зубрим вместе с ним правило или стишок. Окончил ребёнок школу, мы подыскиваем престижный вуз, чтобы профессию получил правильную — опять же с расчётом на дальнейшую благополучную временную, земную жизнь. И опять ночами не спим — переживаем, тратим время, силы, деньги… Не брезгуем порой взятку дать.


Я — СВЕТ, а вы не видите Меня;
Я – ИСТИНА, а вы не верите Мне;
Я — УЧИТЕЛЬ, а вы не слушаете Меня;
Я — ГОСПОДЬ, а вы не повинуетесь Мне;
Я — ПУТЬ, а вы не следуете за Мной;
Я — ЖИЗНЬ, а вы не ищете Меня;
Я — ваш БОГ, а вы не молитесь Мне;
Я — ваш лучший ДРУГ, а вы не любите Меня.
Если вы несчастны, то не вините Меня.


И всё это проявление нашей любви и заботы! Но вот вопрос: почему наша любовь распространяется только на физическую оболочку ребёнка? Почему мы забываем о самом главном — о его драгоценной бессмертной душе, о его вечной жизни?

Может ли помочь человеку такой подход к Таинству Крещения?

Что касается супружества… Брак молодых будет крепким и Господь будет помогать им, если они сами того захотят и приложат все свои силы; если они будут действительно любить друг друга, ведь любовь — это труд, это жертва: ради своей второй половинки надо всю жизнь жертвовать своим временем, силами и здоровьем, надо научиться терпеть свою вторую половинку, уметь уступать друг другу!

Если центром жизни молодых будет Христос, а храм — ковчегом спасения, если они будут богобоязненно и благоговейно приступать к церковным Таинствам, особенно к исповеди и Причастию, тогда Господь будет хранить Своих верных чад, семья будет крепкой, а жизнь — радостной!

Но какова сегодняшняя реальность?

Люди встречаются, у них появляются чувства, которые они принимают за любовь. Однако часто на деле эти чувства оказываются страстью. Встречи, поцелуи при луне, походы в кино, рестораны… Люди говорят и верят, что и дня друг без друга прожить не могут. И не замечают, как у них появляется чувство собственничества: это «мой человек», а «своё» я никому не отдам и буду пользоваться им сам, как захочу. И поскольку этот человек мой, то он должен делать и поступать так, как я захочу! С такими примерно мыслями люди вступают в брак. Но вот начинается семейная, повседневная, бытовая жизнь. И тут вдруг люди понимают, что они разные!.. Мы, действительно, все разные. Не бывает одинаковых людей. Мы все воспитывались в разных семейных традициях, у всех были различные условия жизни.

И вот уже муж начинает упрекать жену, что борщ у неё не такой вкусный, как у его мамы, и рубашку не так погладила, и вообще ведёт она себя не так, как женщины его семьи. А ей никак не привыкнуть, что он почему-то сам кран починить не может, как её папа это делал, носки разбрасывает, да ещё и курит дома! Утром оба просыпаются, смотрят друг на друга и думают: «Неужели с этим человеком мне жить всю жизнь?»

При этом каждый думает только о себе, о своём комфорте. Каждый тянет одеяло на себя, вместо того чтобы прикрыть этим одеялом любимого человека, пожертвовав своим удобством. Когда у одного начинаются проблемы, второй, вместо того чтобы подставить плечо, помочь, утешить… начинает думать о разводе. Это не любовь, — это самолюбие и эгоизм!

Получается, что Таинство Венчания и красивые обещания, которые они дали друг другу пред Богом, были лишь данью традиции и красивым приложением к свадебным гуляньям. Поможет ли Таинство Венчания создать крепкую семью таким людям? — вот в чём вопрос.

Для того чтобы Господь упокоил наши души в Царствии Небесном, нужно жить по-христиански, жить в Церкви, причащаться Пречистых Тела и Крови Христовых. И делать это не один раз в год или по большим праздникам, но как можно чаще. Приходить в храм надо не для того только, чтобы освятить вербочку или пасхальный кулич, необходимо жить в храме — каждый свободный день, каждую свободную минуту уделять Христу и делу спасения своей собственной души!

Молиться за дорогих нам усопших нужно не один раз — на отпевании, — а каждый день, подавать милостыню на помин души! Ведь мы скорбим об ушедших в вечность родственниках и друзьях, скучаем по ним. Если это так, то в будущей, вечной жизни мы хотим быть рядом с ними. А для этого нам нужно молиться за них и самим жить так, чтобы унаследовать Царствие Небесное, вернуться туда, откуда началась наша история! Но так ли мы поступаем? Чаще всего вспоминаем и молимся за усопших в родительскую субботу да в день их успения. Вопрос: будет ли толк от чисто символического Таинства отпевания? Вот и получается, что вся наша вера укладывается в три дня, когда совершаются три церковных Таинства — Крещение, Венчание и отпевание!

Ну, может быть, ещё ходим в храм, когда нам плохо. Впрочем, если что-то в жизни случается дурное, если нас постигают скорби, валятся беды одна за другой, одолевают болезни… мы во всём виним Бога: «Господи, как же так? За что? Почему именно со мной всё это происходит?»

И никому не приходит в голову простая мысль: мы сами выбрали этот путь, мы не шли за Христом, мы не задумывались о вечной жизни, думали только о временной, земной, искали только личного комфорта. «По вере вашей да будет вам» (Мф.9,29).

предыдущая    следующая