Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Православная миссия

«ЧТО ОБЩЕГО У СВЕТА С ТЬМОЮ?»

Было время, когда неоязычество представляло собой значительную опасность для ра­зума, для души русской молодёжи… Сейчас всё в мире стремительно меняется, расклад сил у наших идейных противников становится иным. Что же представляет неоязычество сегодня? По-прежнему ли оно так опасно, как было ещё недавно? Об этом мы спрашиваем руководителя миссионерского отдела Санкт-Петербургской митрополии о.Николая Святченко.

— Отец Николай, скажите, какое место сейчас занимает неоязычество среди прочих сект, распространённых на Северо­Западе России?

— Согласно статистике за 2020 и начало 2021 года, оно находится в первой четвёрке — по активности, по многочисленности. На первом месте в этом списке значится неопятидесятничество, то есть те неохаризматические движения, которые, правда, разрознены между собой, но их очень много: несколько десятков действуют на территории Северо-Запада. Они часто враждуют друг с другом, порою даже предают друг друга анафеме, но характер у них один.

На втором месте остаются свидетели Иеговы. Они были упразднены на территории РФ, некоторые их журналы находятся в реестре запрещённых, но тем не менее их количество не упало, а в какой-то мере даже увеличилось. Теперь «свидетели» привлекают в свои ряды тех, кто враждебно настроен к Российскому государству. Вы понимаете связь: свидетели Иеговы — гонимая организация, следовательно, она тоже против государственной власти, следовательно, там можно найти единомышленников.

Третье место заняли культы нью-эйдж. Они сейчас маскируются под некие семинары (а на деле — оккультные обряды) по повышению жизненного уровня, успеха в бизнесе, в любви и т.д. Эти культы довольно разнообразны, но всех их объединяет вера в то, что «эпоха Рыб» прекратилась, началась «эпоха Водолея», новое время, когда человек должен измениться, принять новую веру, ибо традиционные религии устарели, стали абсолютно негодными для современной жизни и т.д.

И только на четвёртом месте стоят неоязычники. Они сейчас немного приутихли — главным образом потому, что ими часто интересуются правоохранительные органы. Но до сих пор мы легко можем найти их миссионерские ролики и в Инстаграме, и в Тик-токе, и в Ютубе. До сих пор многие молодые люди интересуются «славянскими ведами», и «Книга Велеса» по-прежнему популярна, она есть в любом книжном магазине — как и другие книжки, касающиеся якобы истории наших предков… Что касается Вооружённых сил России, а также мест заключения, то там правоохранительные органы предотвращают развитие неоязыческих идей. Но вот что касается спортивных молодёжных организаций, — там они по-прежнему сильны. Они приутихли во многом из-за пандемии, поскольку много спортивных заведений было закрыто, но теперь неоязычники направили свою активность в Интернет.

В нашем отделе есть специальное направление по работе с неоязычниками. Мы договариваемся с учреждениями — прежде всего молодёжными, спортивными, иногда с учреждениями, относящимися к Вооружённым силам, — и проводим там профилактические встречи: просто просвещаем молодых людей в этом вопросе.

— Приходилось ли вам лично сталкиваться с неоязычниками? Какое впечатление они производят?

— Многие из них очень искренни в своих убеждениях. Но надо отметить, что фанатичных противников православия среди них очень немного. Люди приходят туда не для того, чтобы бороться с православием. Их привлекает культ геройства, культ силы, обращение к нашей древней истории, к образам русских богатырей… Им говорят: вот оно, современное государство! Посмотрите, на что оно похоже? — повсюду разруха, повсюду воровство, разврат и т.д. А вот наши древние предки жили большими семьями, жили на земле, собственными руками вспахивали огромные поля, были здоровы телом, их твёрдый уклад жизни был выработан целыми тысячелетиями. Женщинам, приходящим в неоязычество, говорится, что они должны быть настоящими женщинами — матерями и хозяйками дома, должны рожать детей и заботиться о домашнем очаге. Как вы понимаете, человеку с положительным настроем трудно устоять против таких приманок.

Ещё одна приманка: неоязычники пытаются приписать себе наши национальные традиции и праздники. Дескать, все церковные праздники, они на самом деле языческие, и смысл их вовсе не таков, как говорит христианство. А каков же их смысл? Он получается задорный, весёлый: нужно прыгать через костёр, веселиться, петь песни, дурачиться — такой, знаете ли, релакс — то, к чему так стремится современный человек. Неоязычество, по сути, предлагает ему некие ролевые игры, реконструкцию вымышленной славянской древности — попросту говоря, весёлое времяпрепровождение, и многие, увлекаясь чисто внешней стороной происходящего, не видят резкого различия между неоязычеством и православием. Многие считают, что тут и разницы нет никакой: просто не нужно настаивать на догматах веры, не нужно трактовать Христа так, как это делает Церковь, — и дело можно будет уладить миром. «Почитание Богородицы? Мы согласны: мы видим в Ней Мать Сыру Землю. Почитание Иисуса Христа? Мы в Его лице будем поклоняться мужскому началу!» Такое передёргивание православных святынь и ценностей характерно для неоязычников. На такой почве неоязычники за последние пять лет стали намного спокойнее, менее враждебны, менее склонны к спорам. Сейчас нам практически невозможно организовать с ними полемику, открытую дискуссию. Я несколько раз пытался пообщаться с лидерами неоязычников в открытую, чтобы нас записали на видео, чтобы собрать аудиторию людей, интересующимся этим вопросом. Но они отказываются: «Нам не о чем спорить! Мы такие же, как и вы, вы такие же, как и мы, — пусть каждый останется при своём».

— Но ведь это же очень действенная тактика идеологической борьбы — уклонение от прямого столкновения!

— Естественно, это тактика! Они нарочно не идут на конфликт. Им так проще: ты, как противник, не сможешь ухватиться за что-то конкретное, не сможешь заострить проблему… Сейчас их принцип таков: православие надо взять себе на службу — не бороться с ним, но утверждать некое «единство».

— Я не часто сталкивался с нео­язычниками, но когда всё-таки сталкивался, то обращал внимание вот на что: зачастую это люди с техническим образованием, которые в гуманитарных вопросах, как правило, ничего не понимают — ни в истории, ни в литературе, ни в философии… Суждения по этим вопросам у них просто детские.

— Да! И характерно, что подобные люди по всему миру в первую очередь попадают в секты, в культы. Люди с техническим образованием вовлекаются туда намного быстрее, потому что у гуманитариев есть критические фильтры сознания. Гуманитарии знают историю, знают, что было, чего не было, знают, что всё в мире не так-то просто… А человек с техническим образованием, он с молодости, как правило, бывает атеистом, потом, с годами, начинает понимать, что есть в мире какая-то метафизика, начинает искать новый смысл, но в силу своей совершенной духовной безграмотности верит первым же попавшимся проповедникам. Ну а если он по складу души человек положительный, то его легко сманить именно на неоязыческую приманку.

Вы правильно подметили эту тенденцию: она общая — не только в России, но и во всём мире.

— Вам часто звонят родственники неоязычников с просьбой помочь их близким?

— Из десяти звонков примерно каждый четвёртый будет про неоязычников. Обычно спрашивают, как вытащить из секты мужа или сына, потому что он участвует в обрядах, носит необычные одежды, куда-то отдаляется от прежнего окружения. Тогда наш специалист по этому направлению, Фёдор Бабенко, проводит длительную консультацию с таким человеком. У нас выработана особая стратегия. Вкратце она такова: первая задача родственников заключается в том, чтобы начинать прививать человеку критическое мышление, говорить с ним о самых основательных вещах. Надо добиться того, чтобы он увидел: неоязычество — это вовсе не обращение к древним корням, это явление, возникшее в середине ХХ века и сформированное искусственным образом. Если он хочет, он может продолжать в это верить, но пусть поймёт, что современное неоязычество не имеет к древнему язычеству никакого отношения. Это абсолютно разные вещи!

— А собственно, в чём разница?

— Как же иначе, если, например, «Велесова книга» является произведением середины ХХ века, а представления о многих славянских богах — не более чем вымыслы в стиле фэнтези. Неозячники развлекаются не более чем ролевыми играми, а подлинно древние языческие обряды их бы поразили до глубины души своей жестокостью, дикостью, суеверием. А самое главное — не было никакого единого язычества для всей Руси: в каждом краю, а часто даже в каждом городе или деревне имелся свой пантеон богов. И это, кстати, одна из причин, по которой князь Владимир стал искать новую веру. Язычество способствует только разрозненности — с ним Русь воедино не собрать.

— Вы сказали, что встречались с их руководителями. Что это за люди?

— Один из ныне живущих — человек, который взял себе фамилию от одного из богов — Владислав Велесов. Сейчас он является у них самым авторитетным. Был такой Богумил Волхв или Богумил II, но он недавно помер. Но дело в том, что сейчас у них не осталось явных лидеров: в каждом кружке есть свой староста — не более того. К единству они стремились лет 15 назад, и тогда с ними было легче спорить. А сейчас приглашаешь для дискуссии одного — а его не поддерживают все остальные, и получается, что ты ведёшь разговор только с представителем, допустим, вятской общины. А кубанские, питерские или московские не согласны с ним, у них другие тезисы.

— Что можно посоветовать близким неоязычника?

— Во-первых, не прерывать контакт с этим человеком! Вам надо хранить его доверие, чтобы он с вами общался, чтобы у вас был контакт, чтобы вы могли влиять на него. Не отгораживаться, не предавать его анафеме, не исключать его из своего общения! Ведь никого, кроме вас, у него нет, и нет иного канала критической информации. Необходимо сохранить этот канал! Что же касается миссионерского отдела, то наш телефон легко узнать, зайдя на сайт: наш мобильный телефон — круглосуточный. Звоните, коротко рассказываете, какой у вас вопрос, и дальше наш секретарь уже напрямую свяжет вас со специалистом. Звоните, не упускайте такую возможность!

Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая