Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Пути паломника

ПО ДОРОГАМ СВЯТОЙ ЗЕМЛИ

Вифлеем. Морозно. Наша паломническая группа стоит на земле славного города Вифлеема — города, где родился, вочеловечился Господь Бог и Спаситель наш Иисус Христос. Находиться здесь и понимать всю значимость этого события невероятно волнительно. Сам храм Рождества Христова, построенный на месте, где Ветхий Денми пришёл в этот мир крохотным, беспомощным Младенцем, необычайно красив и величествен. Под сводами этого храма возникает такое душевное и духовное состояние, что уходить не хочется… Литургия шла в той самой пещере, где родился маленький Христос, а причащали нашу группу паломников (36 человек) уже в самом верхнем храме Рождества Христова. Служили греческие и один арабский православный священник. Служба шла на греческом и арабском языках.

А на том месте, где было жалкое соломенное ложе Богородицы и Богомладенца, ныне установлена символическая серебряная Вифлеемская звезда.

Удивительна история обнаружения пещеры, в которой появился на свет Богомладенец. После иудейских восстаний в III веках римляне, не особо отличавшие христиан от иудеев, стали усиленно насаждать здесь язычество. И как раз над пещерой, которую особо почитали христиане Вифлеема (здесь родился Христос) было возведено капище Таммуха — финикийского божества — и насажена «священная роща». Но именно это помогло св.царице Елене точно и достоверно определить место, где находился Св.Вертеп. Как мы знаем из церковной истории, святая царица в 325 году впервые пришла на Святую Землю и стала обозначать места, где проповедовал Спаситель, где протекала земная жизнь Сына Божиего Иисуса Христа. И 31 мая 339 года здесь была освящена обширная церковь. К сожалению, та первая церковь сильно пострадала в 529 году, во время восстания самаритян. И император Юстиниан на сем месте построил новую, более просторную церковь. Над входом в неё была выложена мозаика, рассказывающая о поклонении волхвов Богомладенцу. Это также сыграло свою положительную роль. Во время войны в 614 году персы, безжалостно разрушавшие все христианские храмы, не тронули эту базилику, поскольку в волхвах, одетых в персидские одежды, признали своих царей. «Раз уж на фреске изображены наши служители, то разрушать сей храм мы не будем» — сказали они. И этот храм, действительно, за долгие века, протекшие над ним, пострадал менее других. Хотя, конечно, крестоносцы что-то достраивали, перестраивали... но в основном храм дошёл до нас в том виде, как был построен изначально. Даже землетрясения, которые нередко здесь бывали, пощадили его: крыша рушилась, но стены стояли. Конечно, часть мозаик пострадала от времени, и это было хорошо видно, когда мы приезжали сюда в 90­х годах прошлого века, — всё было закопчённое, заброшенное. Ныне всё очищено и восстановлено во всём блеске и великолепии. К сожалению, ни один фотоаппарат или камера не могут передать ту красоту золотой византийской мозаики, которой украшен храм. Это нужно видеть своими глазами...

Служат здесь сейчас и католики, и армяне, и копты, и православные арабы и греки. Есть здесь особое место для икон — сюда ставится икона той конфессии, чей черёд служить настал. Мы, православные, служили перед иконой Рождества Христова, по образу которой в был сделан Рождественский вертеп в нашем храме в Юкках... Службы идут постоянно, время суток расписано буквально по минутам. Едва мы отслужили, как начали своё богослужение армяне. Они вынули нашу православную икону и поставили свою.

Есть здесь ещё одна удивительная пещера — Молочный грот. Почему так назван? Об этом кратко, но ёмко рассказал иеромонах Нектарий (Соколов) в своей книге «Святыни и древности Святой Земли»: «По преданию, Матерь Божия кормила Младенца Иисуса в пещерке поблизости от Вертепа, и на каменный пол грота упали капли Её молока. Необычный меловой налёт белого цвета на стенах Молочной пещеры предание связывает именно с этим событием. В византийский период здесь была церковь одного из монастырей, основанных, возможно, прп.Павлой, ученицей блж.Иеронима. Почитание грота возродилось в период правления крестоносцев, и особенно при францисканцах, вернувшихся сюда в 1375 году. Сейчас в дальнюю пещеру Млекопитательницы проход идёт через католическую подземную церковь XIX века».

На южной окраине Вифлеема (Поле пастухов), где пред пастухами явился Ангел Господень, возвестивший им о рождении Спасителя: «…ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк.2,11), — стоит греческий монастырь. А главный храм освящён в честь празднования Собора Пресвятой Богородицы. Сразу за храмом, на поле, ведутся археологические раскопки византийского монастыря. А в нише, при спуске в древнюю церковь IV века, отмечено место погребения тех самых евангельских пастухов, которые первыми при­шли поклониться Богомладенцу Иисусу.

Здесь в стеклянных ковчегах хранятся черепа монахов, пострадавших в 614 году от нашествия персов. Нам показали современные иконы, которые достоверно и без прикрас повествуют о тех казнях, которые использовались для уничтожения монахов.

† † †

Далее мы отправились в дивное место — церковь праведного Симеона Богоприимца, расположенную в районе Катамон, в западной части нового града Иерусалима. По преданию, св.Симеон был одним из семидесяти двух учёных толковников-переводчиков, которым египетский царь Птолемей II (285–247 гг. до н.э.) поручил перевести Cвященное Писание с еврейского на греческий язык (Септуагинта). По свидетельству евангелиста Луки, Симеон был «муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем» (Лк.2,25). Но когда прав.Симеон углубился в изучение Книги пророка Исайи, он прочитал слова, которые несказанно поразили и смутили его: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына…» (Ис.7,14). Праведный Симеон подумал, что это явная описка — вместо «Дева» должно стоять «Жена», и вознамерился исправить текст. Однако Ангел Господень остановил руку св.Симеона и уверил его, что ошибки нет, а сам он не умрёт, пока не убедится в истинности данного пророчества, то есть пока не узрит живого Спасителя. Что и произошло, как мы знаем из Евангелия. По преданию, Симеон скончался сразу после Сретения (встречи) с Господом, в возрасте 360 лет (согласно житию Симеона, составленному свт.Димитрием Ростовским).

Место, где была его могила, сохранено, и сюда притекает множество паломников для поклонения, потому что даже от пустующей могилы ощутимо исходит благодать. Почему пустующей? Это длинная история. Дело в том, что первый храм над могилой св.Симеона Богоприимца был построен ещё в ранний византийский период. Затем, в Средние века, им владела грузинская монашеская община. Но в XVII веке монастырь был покинут насельниками из-за постоянных набегов бедуинов. Однако уже в 1859 году монах Святогробского братства Авраамий начал восстанавливать древнюю обитель. И в 1879 году им была обнаружена гробница прав.Симеона, о которой к тому времени уже успели забыть…

Выяснилось, что при императоре Юстиниане, ещё в VI веке, святые мощи праведного Симеона были перенесены из Иерусалима в Константинополь, в храм апостола Иакова (брата Господня). Но в XIII веке мощи были похищены крестоносцами, и нетленное тело праведного старца оказалось в хорватском городе Задаре, где покоится и поныне.

А православный мужской монастырь и храм в Катамонах, построенный на вершине холма, на месте дома и сада святого праведного Симеона Богоприимца, принадлежит ныне Иерусалимской Православной церкви. Пустующая гробница св.Симеона в Катамонах находится в левом приделе современного храма, а в алтаре храма с 2010 года хранятся частички мощей праведного Симеона Богоприимца. Есть в храме в Катамонах и чудотворная икона Сретения Господня, полностью вышитая шелками, на которой праведный старец бережно держит на руках Богомладенца Иисуса.

Матушка Елена МИЛЬЧАКОВА

предыдущая    следующая