Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

С 28 ноября по 6 января — Рождественский пост

О РУССКОЙ КАПУСТЕ И НЕМЕЦКОЙ КОЛБАСЕ

Как-то просматривала я свои записи сорокалетней давности и обнаружила рассказы моих вологодских тётушек о том, как соблюдался пост до революции в крестьянских семьях. Оказывается, слово «пост» и в военном, и в религиозном толковании означает одно и то же: по-стояние, повышенное внимание, отказ от мыслей о мелком, земном, служение самому главному. Как часовой на посту подчинён одной задаче — быть бдительным, так и постящийся человек сосредоточивает все свои помыслы на нравственном очищении своей души. Пост — это активность духа, борьба с ленью, расслабленностью воли и тела. «Кто ограничивает пост только воздержанием от пищи, — говорит свт.Иоанн Златоуст, — тот более всего бесчестит его. Что пользы, если мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем». Пост предполагает неизмеримо большую самодисциплину человека, чем та, которой он придерживается обычно, предполагает высокую степень овладения своими страстями и поступками.

В православии чревоугодие входит в число самых тяжких грехов. Крестьянин ел хорошо только тогда, когда это было необходимо, то есть чтобы хорошо работать, не надрываясь. Как лошадь, которой не дают овса глубокой осенью, когда нет работы для лошадей. А вот весной, когда работы много, овёс дают. Эту истину я вычитала в статье из журнала Н.Некрасова «Отечественные записки». Там меня поразила ещё одна фраза: «Если бы мы получше знали мужика и поменьше увлекались немцами, то скорее подумали бы о своей кислой капусте, чем о немецкой гороховой колбасе». Да, и в те далёкие от нас времена были на Руси люди, которые с презрением относились к добрым отечественным продуктам, но в восторге были от немецкой колбасы из старой конины и гороха.

И всё-таки аскетом русский крестьянин не был, прекрасно умел сочетать приятное с полезным. Пост в среду и пятницу соблюдался неукоснительно. Это было нетрудно: варили щи со снетками или грибами, гороховый кисель, который заваривали прямо в самоваре, толокно, каши, овсяные блины, соченьки с картошкой. Всё заправляли ароматным льняным маслом. К Рождественскому посту готовились особо. Для северного крестьянина это время большой физической нагрузки: надо вывезти оставшиеся дрова из леса, сено с пустоши. Киселя да каши мало. И всё-таки мяса не ели.

А что же мои вологодские тётушки? О! перед постом — и Рождественским, и Великим — бабушка Ульяна сама ездила за припасами в торговое село Пречистое. Покупала солёной рыбы — зубатки. Всегда брала две рыбины. «Как? — удивится кто-то, — всего две рыбины на огромную крестьянскую семью?» Да, две рыбины. Ведь каждая была по 15—17 кг весом. Набирала она ещё рыбных продуктов — балыка, теши, вязиги… Мне, чтобы осмыслить всё названное, пришлось заглянуть в энциклопедию. Что такое балык и теша, я знала, а о вязиге слышала впервые. Оказалось, вязига — это сушёная спинная струна осетровых рыб, используется для начинки пирогов, кулебяк, расстегаев.

В пост к чаю ни сахара, ни конфет не полагалось. Чай пили с изюмом, финиками, черносливом. Для малых детей сухофрукты были своего рода развлечением. Чуть закапризничает ребёнок, дадут ему горсть изюма или фиников, он и смолкнет, ибо вкусным делом занят. У ребятишек постарше была своя забава — колоть орехи. Бывало, бабушка скажет: «Хватит бегать, посидите маленько». И поставит на пол чашку орехов. Подстелем мы половичок, сядем и начинается стукотня да треск. Орехи мешками покупали — и фундук, и грецкие. Но в иное время орехов не давали. Другой плотной еды хватало. А хочешь чего-нибудь пожевать —
жуй вяленую репу. Её покупать не надо. На печи всегда мешка два лежит, со своего огорода собрана. Ах, репка, — сладкая, вкусная, вязкая, полезная. А вот вяленую грушу покупали, два-три мешка. Пироги с грушей пекли не только в пост. Без пирогов вообще за стол не садились.

О душе своей крестьянин тоже не забывал. Вот ещё одна запись. Тоже из Вологодской области. «Зимой вечера длинные. Взрослые у стола, возле лампы, своими делами занимаются, а мне мама на полати другую лампу поставит и велит читать что-нибудь из Священного Писания или жития святых. Для детей много поучительных книжек было. Иногда разрешали и мирские книжки читать. Читала я как-то гоголевского «Вия». А у нас в то время портной жил. Из старого, ношеного на нас, ребятишек, одёжку кроил, приспосабливал. Как дошла я до того, как на Хому в церкви полезла нечистая сила, портной так испугался, что стал на лавку ноги заворачивать. Говорит: «Хватит, матушка. Экую страсть в пост надумала читать. Грех это». В пост духовное чтение христианину подобает.

Анна СУДОМОИНА

предыдущая    следующая