Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

«Чтение — вот лучшее учение!» (А.С.Пушкин)

«БИБЛИОТЕКА» — ОТ СЛОВА «БИБЛИЯ»

Всё-таки книга — предмет священный. Недаром с древнейших времён все вероучительные истины хранились в книгах. Апостол Павел сказал: «…вера от слышания, а слышание от слова Божия» (Рим.10,17)… По­моему, в этой фразе слово «слышание» вполне может быть заменено словом «чтение» — смысл от этого не пострадает. Даже более того: в наше время вера распространяется не столько устным словом, сколько именно через чтение.

— Верно, — говорит Неонилла Дмитриевна Голубятникова, — во всяком случае, для Петербурга это действительно так. Где-где, а в нашем городе такое нередко случается, что человек приходит к Богу через книгу. Петербург испокон веку город книжный, поэтому для нас книга — традиционный путь прихода в Церковь.

Неонилла Дмитриевна — хранитель фондов библиотеки Александро-Невской Лавры. А вы знали, что существует такая библиотека? Вы ею пользовались? Если нет, не знали, то послушайте, пожалуйста, что рассказывает Н.Д.Голубятникова, и сделайте выводы: не пора ли и вам завести здесь свой абонемент?

— Библиотека Лавры сейчас остаётся самым крупным общедоступным книгохранилищем в Санкт-Петербургской митрополии. Епархиальной библиотеки у нас в городе никогда не было. Почему? Так уж сложилось. Есть, конечно, библиотека Духовной академии, но она, так сказать, закрытого типа: доступ в неё можно получить только по личному благословению владыки ректора. Есть ещё библиотека Оптинского подворья, которая достаточно велика, но она переживает сейчас сложный момент… А в читальном зале лаврской библиотеки могут заниматься все желающие, и выбор книг у нас весьма велик: 28,5 тысячи томов по богословию, истории церковной и гражданской, искусству.

Естественно, основой фонда являются библеистика, патрология, агиография, литургика и другие разделы богословия. Но на практике церковные библиотеки имеют много функций, и поэтому можно сказать, что наша изначальная жёсткая, золотая модель библиотеки — только богословие, только церковная история, только опробованные книги, — эта модель постепенно становится более гибкой.

Предполагалось, что в первую очередь мы выдаём книги священнослужителям, насельникам монастырей — и Лавры, и других обителей, а затем уже тем, кто занимается на разнообразных богословских религиоведческих курсах, в институтах, потому что часто бывает, что их фонды недостаточны. Но, конечно, мы не ограничиваемся этим кругом читателей! К нам может приходить любой православный.

Но тут я хочу отметить: мы выдаём книги в первую очередь проверенным читателям, тем, кого мы знаем лично, кто читает уже по нескольку лет, — так сложилось изначально.

— Но как же вы узнаете человека, если он не сможет брать у вас книги?

— Очень просто. Для читателей-новичков у нас есть особый фонд. Это очень хорошие книги, книги, которые пользуются спросом у православных. Мы их подбираем специально, но по разным причинам не включаем в основной фонд. Мы ставим эти книги в открытый доступ, где нет инвентарной книги; я не несу за них материальной ответственности и поэтому со спокойной душой отдаю их на руки всем: пусть читают на улице, в транспорте, где угодно… Но всё же предполагается, что это не раздача без возврата! Эти книги тоже выдаются на абонемент, но… Мы довольно легко относимся к тому, что они не возвращаются. Может быть, вернутся через несколько лет!.. Надеемся на добросовестность читателей-новичков. И вот только пройдя такой искус, читатель сможет пользоваться нашим основным фондом.

— Какая литература пользуется у ваших читателей наибольшим спросом?

— Читатели очень разные, пути и тропинки у них тоже разные. Группы читателей выделяются чётко: читатели, которые твёрдо знают, что им надо, — и новоначальные, которые ещё теряются в книжном море. Если же это учащиеся, то тут всё понятно: они приходят со списком предметов, а мы уж подбираем для них всё что нужно. Хотя у нас есть читатели, которым очень нелегко подобрать книгу: например, одна раба Божия читает только о судьбах православных женщин — про­чла уже очень много книг на эту тему, и найти для неё что-то новое непросто.

Но вот какая особенность нашей библиотеки: мы, библиотекари, не должны учить приходящих к нам людей — на это есть священники. Мы должны только выдать книжку. Мы, конечно, можем аккуратно остановить человека, если он начинает говорить что-то, расходящееся с православным учением, и делаем так, чтобы он расположился прийти к священнику. Или если человек начинает просить какие-то чрезмерно мудрёные вещи, явно не подходящие ему (вы знаете, что, например, пятый том Добротолюбия святые отцы не советуют читать новоначальным), — тогда мы можем отговорить читателя от неразумного выбора.

Как было бы замечательно, если бы в библиотеках у нас, как и в храмах, был свой консультант — желательно священник! Или если бы священники на приходах, беседуя со своими духовными чадами, находили время, чтобы задать им вопрос о чтении. Я однажды прочла в «Духовном регламенте» такие слова: духовник должен не только посоветовать, какую книгу прочесть, но и проверить потом, как эта книга улеглась в голове у читателя и какие выводы он сделал, — ведь самую мудрую книгу можно понять совершенно превратно. Или слова владыки Иоанна Шаховского о том, что духовная литература — это почти бесконечное умножение пастырского труда: ведь личное общение всегда ограничено, а книги преодолевают время и пространство; духовная книга есть расширение пастырской любви, пастырское присутствие в душе верующего; через печатное слово пастырь тысячу раз входит в дом, в сердце человека. Это очень важные слова!

Вспоминаю ещё замечательное высказывание свт.Василия Великого, который говорил, что читать литературу нужно в соответствии со своим чином: если это монах, который готовится к аскетической жизни, то, соответственно, он будет читать литературу именно такого склада. А если это мирянин — для него душеполезной будет другая литература, причём важно, о мужчине идёт речь или о женщине. Женщинам, живущим в миру, святые отцы не советуют читать аскетическую литературу: им от этого будет мало пользы.

— Проводятся ли у вас встречи с читателями?

— Нет, у нас это не разрешено: для этого существует Духовно-просветительский центр, и все встречи происходят там. У нас же традиционно происходят занятия церковнославянским языком, и прежде, до пандемии, они собирали довольно много людей. Это всегда был аншлаг: стульев хватало не для всех, люди садились на лавки, в проходах. Это были курсы для начинающих: десять занятий раз в неделю по субботам, — они давали серьёзные навыки чтения церковнославянской графики.

— Лаврская библиотека создавалась в 2007 году… С тех пор много времени прошло, и, как говорят, народ стал терять охоту к духовному чтению. Вы это замечаете?

— Точности ради надо сказать, что наша библиотека создавалась раньше: примерно с 1989 года началось собирание книг. В то время, в 90-е годы, люди с большим энтузиазмом собирали буквально все вышедшие книги.

Что же касается интереса к духовному чтению… Я бы не сказала, что он изменился. И тематически он остался прежним. Я бы сказала, что абсолютным приоритетом пользуются книги по истории — гражданской и церковной. Описательная литература тоже пользуется спросом, и это нормально: если у нас из четырёх Евангелий три — синоптические, то можно предположить, что в определённой степени такая пропорция может присутствовать в читательском интересе. Агиография, литература, которая описывает жития святых и святые места, — она является более мягкой пищей, чем богословские рассуждения, и поэтому рассказы о путешествиях к Святой Земле читаются намного легче, чем богословские труды.

Нас всех радует, что в нашей библиотеке полностью сформирован электронный каталог. Не во всех библиотеках такое есть, это очень сложное дело! Сейчас мы работаем над тем, чтобы он стал доступен на домашних компьютерах, и, насколько я знаю, наши специалисты готовят такую программу, позволяющую входить в каталог с мобильных устройств. Это, конечно, значительно облегчит читателям пользование нашей библиотекой.

— Каким образом к вам можно записаться?

— Достаточно просто прийти в библиотеку в тот день, когда она открыта, и иметь при себе паспорт. Как я уже говорила, сперва вам придётся пройти некий читательский искус и пользоваться только читальным залом и книгами открытого доступа — но, поверьте мне, книги это очень хорошие, умные, и они, без сомнения, принесут пользу вашей душе.

А профиль библиотеки — образовательная литература. Если вы учитесь на православных курсах, то у нас в читальном зале вы сможете найти всю необходимую для занятий литературу.

Вопросы задавал Сергей ОЛЬХОВЕЦКИЙ

предыдущая    следующая