Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
«Я много лет хожу в храм, исповедуюсь, причащаюсь. Но иногда мне кажется, что Бог оставил меня, не слышит мои молитвы» — наверное, так могут сказать многие из нас. Почему же так происходит и что делать, если кажется, что Бог забыл о тебе? Отвечает кандидат богословия о.Михаил ЛЕГЕЕВ.
Жизнь христианина наполнена такими явлениями, которые человеку постороннему покажутся странными и непонятными противоречиями. Так, в аскетической жизни человека, особенно в его зрелой аскетической жизни, сочетаются, казалось бы, несочетаемые вещи: свидетельство Божией жизни и богооставленность, прорыв в вечность и сознание своих духовных немощей, полюсы жизни и смерти.
Если следовать законам формальной логики, то любое продвижение на пути христианской аскезы должно вызывать у человека ощущение «умножения святости» и уменьшения греховных страстей. Однако это не так. Более того, на деле всё обстоит прямо противоположным образом. По мере приближения к Богу человеку открываются всё новые и новые глубины собственной греховности; грехи и греховные страсти, прежде сокрытые от его духовного взора, Духом Святым открываются человеку. Одновременно с этим святость и глубина подвига Христова открываются ему новыми гранями; человек по-новому видит Христа и тем самым оказывается способен подражать Ему с новой и большей силой. В силу этих совершающихся в человеке процессов для него всё более очевидным, а наконец, и великим до бесконечности становится расстояние, разделяющее святость и чистоту Христа и собственную греховность; то есть с духовным ростом человек начинает видеть всё большую и большую пропасть между собою и Христом — совершенным Богом и совершенным человеком. Именно поэтому святые с предельной силой ощущали бездну собственной греховности, усиливая борьбу со грехом по мере приближения к Богу.
Вместе с тем это ощущение собственной греховности, соединённое с непрестанным покаянным чувством, не мешало совершающим аскетический подвиг людям ясно видеть действие силы Божией, в них совершаемое, а также свидетельствовать о нём и желать его. Было бы неверно сводить аскетическую жизнь человека к одному покаянному пути, отвергая то положительное, катафатическое (от греч. слова katafasis — «утверждение») наполнение человеческой жизни Богом, Его Божественной жизнью, Его энергиями, о котором свидетельствовали святые в себе самих и которое присуще всякому церковному члену, вставшему на путь аскезы. Свидетельствуя о благодати Божией, действующей в них самих, святые никогда не приписывали это действие своим заслугам, но лишь милости Божией. Ощущая в себе действие благодати, они лишь тем более сознавали свои недостоинство и греховность, незаслуженность таких даров, чем большею благодатью просвещались.
Малый свет этой благодати может увидеть в себе всякий член Церкви Христовой. Именно этот свет свидетельствует человеку о его добрых и злых поступках: обличает его как совесть в совершённых грехах и исполняет духовной радости и надежды при всяком верном движении человека на пути к Богу.
Но бывает и иначе: человек усиливает свои аскетические труды, а Бог неожиданно оставляет человека. Как и благодатное посещение Божие, эта богооставленность также бывает полезна и даже необходима подвижнику (сама богооставленность может пониматься в двояком смысле: как отступление благодати либо как домостроительное страдание. В обоих этих значениях богооставленность промыслительна для человека и направлена к пользе его и его ближних):
1) для познания собственной греховности;
2) для домостроительного и христоподражательного страдания за грехи ближних. (Страдательность аскезы в реалиях падшего мира носит универсальный характер. Христос Спаситель в Самом Себе показывает, что аскеза человека должна совершаться ради исправления грехов ближних и, в конечном счёте, всего мира. Подражающие Христу подражают в том числе и этой страдательности и богооставленности за грехи ближних.)
Даже если Бог «оставил» человека, человек всем своим существом призван устремляться навстречу Богу. В богооставленности состоит особое испытание — через аскезу, через жизнь во Христе, человек окажется способен преодолеть в себе все противоположности, окажется способен стать таким, как Христос, Который выше всех противоположностей, всех противоречий нашего падшего мира.
СВЯТЫЕ ОТЦЫ О БОГООСТАВЛЕННОСТИ
«Есть четыре главных вида оставления Божия: иное оставление промыслительное, как то было с Самим Господом, дабы кажущимся оставлением спасти оставляемых, иное оставление испытательное, как было с Иовом и Иосифом, дабы явить одного столпом мужества, другого — столпом целомудрия. Иное оставление духовно-воспитательное, как то было с апостолом Петром, дабы смиренномудрием сохранить в нём преизбыток благодати. Иное, наконец, оставление по отвращению, как то было с иудеями, чтобы наказанием обратить их к покаянию. Все сии виды оставления спасительны и исполнены Божией благодати и человеколюбия» (Прп.Максим Исповедник. Главы о любви).
«Временное отсутствие благодати, или оставление Божие... святой Давид почитал столь полезным, что и не молился о том, чтобы совершенно ни в чём не быть оставленным от Бога, зная, что это и несообразно с человеческою природою, и не совсем полезно для того, кто желает достигнуть совершенства, а просил только, чтобы само оставление было в меру, говоря: «Не остави мене до зела» (Пс.118,8).
Из книги притч: «Некий человек прожил долгую жизнь. Он пережил множество опасностей, глад, зной, холод и болезни. И когда изнемог непомерно, пал на колени и стал в отчаянии взывать к Спасителю: «Я не в силах более нести свой крест!» И заплакал. Тогда ему явился Христос и тихо сказал: «Тебе только казалось, что ты один несёшь крест, — Я всегда помогал тебе нести его. Посмотри назад». Христос показал человеку пройденный тем путь. С удивлением человек увидел, что рядом с его собственными следами шли другие... «Но, Господи, — с укором заметил путник, — Ты видишь, местами остаётся одна цепочка следов, Твои пропадают, а мои ноги так глубоко вязнут в песке! В самые тяжёлые периоды жизни Ты оставлял меня одного!» Христос посмотрел на него с любовью и произнёс: «Это не твои следы, а Мои. Когда тебе было особенно тяжело, Я брал тебя на руки — и нёс, как Своё дитя».