Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
Среди многих тайн Священного Писания есть и такая — тайна избрания апостолов. В самом деле: почему именно эти двенадцать человек были избраны ближайшим окружением Воплощённого Господа? Вновь и вновь перечитывая Новый Завет, не можешь отделаться от мысли, что избраны они были случайно — просто потому, что в нужный момент оказались рядом. Чем первые апостолы — Андрей, Иоанн, Иаков, Пётр (тогда ещё просто Симон Ионин), — чем они были лучше всех прочих иудеев, окружавших Иисуса?
И если мы сравним их избрание с избранием Девы Марии, то разница выйдет потрясающая: Дева не только Сама воспитывалась, взращивалась, подготавливалась к Своей миссии с поистине Божественной любовью и тщательностью, но и весь род Её пользовался особым Божиим вниманием. Не так дело обстояло с апостолами.
«На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви�, — что значит: учитель, — где живешь? Говорит им: пойдите и увидите… Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: мы нашли Мессию… Иисус же, взглянув на него, сказал: ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр). На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною» (Ин.1,35—43).
Впечатление такое, что всё происходит совершенно случайно, что на месте Андрея и Иоанна могли быть и другие люди — ведь сколько народа толпилось вокруг Крестителя, неужели в этом собрании не нашлось людей если не более, то, по крайней мере, не менее достойных, чем двое этих рыбаков? Они приводят Симона Ионина — что ж, пусть будет и Симон, а вскоре из толпы как будто наугад выбирается Филипп, и он также вступает в круг избранных…
И в дальнейшем ученики Иисусовы ничем как будто не доказывают своей особой подготовленности к апостольству: они сплошь и рядом выглядят недогадливыми, непонятливыми, наивными, честолюбивыми (причём честолюбивыми как-то по-детски), боязливыми, недоверчивыми… Они ведут себя как самые обыкновенные люди, как лица из толпы, как мы с вами. Это не герои, не мудрецы, не книжники, не искусные мастера… О какой-то их значительности в глазах мира можно говорить лишь после Пятидесятницы, когда, получив Духа Божия, они и в самом деле возвысились духом над прочими людьми, но до того…
Почему же были избраны именно они? Почему и в то время, когда за Спасителем уже ходили толпы, не нашлось в этой массе народа никого, кто смог бы заменить этих простодушных, немудрёных рыбаков, кто был бы лучше их: уравновешенней Петра, понятливей Филиппа, доверчивей Фомы?
Вообще надо сказать, что Божий выбор — одно из самых таинственных дел Божиих. Мы не постигаем и, наверное, никогда не постигнем, почему избран тот, а не другой. Если говорить о временах древних: почему из всех людей земли в прародители народа Божия был избран именно Авраам? Если говорить о наших днях: почему мы с вами однажды почувствовали зов Божий, а тысячи людей вокруг — людей честных, добрых, умных — ходят, точно слепые, и не хотят сделать и шага в сторону Церкви? Разве вам не случалось встречать людей, которые были во всём лучше вас, но упорно отвергались Божия Слова? Каждая такая встреча наполняет душу неким ужасом: как же так? Возможно ли такое? Почему Бог не внушил ему любви к Себе?
А Господь, словно желая усилить наше недоумение, говорит: «Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии… и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую; много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина» (Лк.4,25—27). Что-то можно объяснить достоинствами избранного — но, как правило, далеко не всё. Свои достоинства есть, наверное, у каждого: Иосиф Аримафейский был щедр и благочестив, Никодим был учён и стремился к правде, мытарь Закхей явил поразительную способность к покаянию, — но ни Иосиф, ни Никодим, ни Закхей в число апостолов не были допущены…
Или единственно ценным свойством души тут считается способность оставить всё и следовать за Господом? Действительно: Никодим и Иосиф хоть и были учениками, но тайными — открыто следовать за Христом они побоялись, а Закхей и вовсе не изъявил желания оставить свой город. И если вспомнить все описанные в Евангелиях случаи, когда Господь отказывал кому-то в Своём учительстве, то увидим, что все они связаны именно с нежеланием человека расстаться с миром: и тот, кто пожелал прежде похоронить своего отца, и тот, кто испугался слов: «Лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнёзда; а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Лк.9,58), и, конечно же, богатый юноша, который все заповеди соблюл, лишь от богатства отречься не захотел, — все они были, наверное, ничем не хуже Петра, Андрея, Иакова, — вот только с земными привязанностями расстаться побоялись. И мытарь Закхей, как ни драгоценен был плод его покаяния, всё же за Христом не последовал, — а вот мытарь Левий Матфей не раздумывая бросил своё мытарство и, не озираясь на оставленное, двинулся вслед за Учителем. И Пётр — не без простодушного хвастовства, но всё же искренне сказавший: «Вот, мы оставили всё и последовали за Тобою» (Мк.10,28), — услышал в ответ: «Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной» (Мк.10,29—30).
Господь никого не избирает насильно. Чтобы стать Его избранником, нужно прежде самому, выбирая между миром и Богом, выбрать Бога. Наверное, это — главный урок, который даёт нам история апостолов — простых, поистине ничем не примечательных людей, которые, однако, засияли, подобно бриллиантам, в руках Божиих и будут сиять вечно.
Сергей ОЛЬХОВЕЦКИЙ