Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
«Свет мирянам — иноки, свет инокам — ангелы» — этими словами великий отец-догматист нашей Церкви св.Иоанн Дамаскин определяет суть монашества. А монашескую жизнь на Афоне многие называют ковчегом спасения, ибо пустынь Святогорская — это духовный рудник и неиссякаемое сокровище. Поэтому мы предлагаем вниманию наших читателей короткие рассказы иеромонаха Филиппа из братства Фомадов (Афон) об известных и малоизвестных старцах афонских, душеполезных случаях из их жизни, их поучениях и духовных подвигах.
ДВА КРЫЛА
Чтобы заниматься богословием, чтобы взлететь к этой священной науке, требуются два крыла — подвижнический жизненный опыт и знание. У старца Теоклита Дионисиатского были оба.
Старец Теоклит говорил: «Дитя моё, с тех пор как я стал монахом, я тружусь только над одним — «упрекать самого себя», то есть я всегда стараюсь обвинять себя».
Когда старца как-то обеспокоили и поступили несправедливо, он молвил: «Дети мои, всё это лекарства для моего спасения, это дано по моим многим грехам. Люди не виноваты, я всем обязан благодарностью: испытания попускает для нас Господь, потому что они нам помогают духовно. Слава Богу, причине всего.
Старец Теоклит в трудное послевоенное время поддерживал своим устным и письменным словом Церковь и святогорское монашество. Как-то старец оказался в Афинах, где ему предстояло выступление перед аудиторией. Пользуясь случаем пребывания в Афинах, он посетил одного молодого богослова, который в то время заканчивал книгу «Обоженное животное». Войдя в кабинет, он увидел богослова с сигаретой.
— Дорогой мой Панайотис, — сказал старец ему, — я узнал, что человек есть обоженное животное, но не курящее.
Монахи строго относятся к курению, потому что оно губит тело, которое есть храм Святого Духа.
ПОЛЕЗНОЕ ОГОРЧЕНИЕ
Один юноша-паломник посетил отца Дионисия из Малого скита Св.праведной Анны (матери Богородицы), чтобы получить духовную помощь.
— Старец, я желаю монашествовать, — сказал он, — но я хочу себе именно такого старца, каким был святой Антоний.
— Да, дитя моё, — ответил ему старец Дионисий, — твоё желание благое, но имей в виду, что чтобы жить вместе со св.Антонием, тебе необходимо терпение и самоотречение Павла Простеца.
Юноша сразу же понял своё преувеличение и ушёл огорчённый, однако с пользой для себя.
«УГОТОВАХСЯ И НЕ УБОЯХСЯ»
Мне посчастливилось встретиться и разговаривать со старцем Каракалльского монастыря — о.Филофеем Каракалльским. В одной нашей беседе я выразил изумление его терпению, а также терпению других старцев в вопросах руководства и защиты братии в наше трудное время.
И тихий и кроткий старец Филофей открыл мне следующее: «Отче, борьба велика. Святой Дух делает всю работу, а я просто следую за Ним и служу Ему. Когда в монастыре должно возникнуть искушение, я это загодя чувствую и готовлюсь».
«Уготовахся и не убояхся» — пел царь-пророк Давид.
КТО ЕСТЬ МОНАХ
Както племянница приснопамятного игумена Дионисиата, старца Гавриила (старец приехал в Салоники по делу), спросила: «Старче, я слышала, как ты сейчас служишь… Помню, когда ты пел в сельской церкви, у тебя был такой сильный голос, что весь храм гудел. А ныне?.. Давай погромче, благословенный!»
— Нет, дорогая, — отвечал он ей, — сейчас так не пойдёт, сейчас я монах.
Действительно, знавшие батюшку люди помнят его пение и чтение, торжественное возглашение Шестопсалмия и служение на праздники — он весь был Божественным таинством. Такого уже больше не услышишь. К счастью, тогда уже существовала магнитофонная запись, и аудиозаписи его голоса могут перенести тех, кто успел насладиться его голосом «вживую», в ту атмосферу.
Батюшка Гавриил был тем, о ком говорит св.Иоанн Лествичник: «Монах есть тот, кто со всеми разделён и со всеми созвучен».