Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

120 лет Юрию Алексеевичу Васнецову

АНГЕЛ РУССКОЙ СКАЗКИ

Есть несколько знаменитых художников Васнецовых. Есть всем известный Виктор Васнецов — автор «Трёх богатырей» и «Витязя на распутье». Есть его брат Аполлинарий — тончайший знаток русской старины, изображавший древнюю Москву так, словно только что побывал в ней и привёз оттуда сотню-другую этюдов. А я сейчас хочу вспомнить Васнецова-сказочника, чудесного, волшебного, русского, — Юрия Алексеевича Васнецова.

Он известен всем — так же широко, как, скажем, Виктор Васнецов с его «Богатырями», — но известность Юрия Алексеевича иная: его не по фамилии помнят, а по работам. Он был иллюстратором, делал рисунки к русским народным сказкам — и эти рисунки помнит всякий, кому в детстве родители читали наши сказки.

Как описать его работы? Как вообще описать словами работу живописца? Сложно, но я попробую. Васнецовские иллюстрации — это сама русская сказка в зримом воплощении. То есть, конечно, сказки разные бывают: и героические, вроде «Ивана-царевича и Чуда-юда», и волшебные, вроде «Царевны-лягушки»… Для них и художники нужны особые — те, которые чувствуют героическое начало или особенно хорошо передают кистью волшебство и чудеса…

А есть сказки для детей. Сказки для малышей. И даже не только сказки, но и песенки, потешки: «Сорока-Ворона кашу варила…»; «Идёт коза рогатая за малыми ребятами…»; «Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин дом!..» Вот такие-то сказки, шутки, потешки, считалочки и иллюстрировал Юрий Алексеевич. Он как бы смотрел на мир взглядом малого дитяти — и мир на его картинках выходил таким добрым, таким волшебным, таким детским, таким игровым! Его котики усатые и милые мышки, важные лягушки — все так и просятся с книжной страницы на руки ребятам. Или даже если взять зверюгу посерьёзнее, чем котик или зайчик, — волка, например, или медведя… Да и не просто медведя, а того самого — из жуткой сказки про «Скырлы-скырлы на липовой ноге!..» И волк — даже если он оскалился, и медведь — даже если он пасть раскрыл, — всё равно какие ж они душевные и тёплые, привлекательные! Они немного попугают читателя (дети ведь любят немного попугаться!), а потом поздороваются по-дружески и лапу подадут, и ещё, может быть, подарок какой-нибудь притащат.

Вот в этом главная сила была у Юрия Алексеевича: ясная, чистая память о детстве, способность посмотреть на мир глазами ребёнка, да притом ещё и запечатлеть увиденное! Он сам говорил:

— Всё так из детства и помню: какую-то палку или камешек, цветочек, кустик. Видимо, не просто так смотрел — проникал во всё. Но жалею: не всё осталось в памяти, не на всё смотрел внимательно, надо было больше смотреть. Надо было смотреть больше! Жалко, очень жалко. Неповторимо красиво многое было.

И вы понимаете: когда художник говорит, что он «смотрел», — это он не просто глазами уставился и смотрел, это он сердцем смотрел, это он душой вбирал, это он любовью проникал во все эти «палки и камешки, цветочки и кустики».

Его спросили о любимых сказочных персонажах. Он ответил:

— Медведь, лиса, заяц. В лесу зайца увидишь — красота! Но и многих других люблю — петухов, мышей… Боюсь мышей, а рисовать их люблю. Снегири по цвету красивы очень. Тараканы, и те интересны. Всё усами водят. Ежей люблю. Страшно интересно!

Рассказывали, что он среди разговора, в котором принимал живейшее участие, смеялся мягким своим негромким смешком, сам шутил, — вдруг замолкал, отключался, погружался в созерцание. «Что с вами?» — «Мысли идут, а я искусство ищу…»

Вот именно — искусство! Потому что пусть не вводят вас в обман кажущаяся простота и детская наивность его работ! За этой простотой — величайшее мастерство, за наивностью — глубокая мудрость. Опытный художник всегда увидит, как точны его линии, как выразителен рисунок. А цвета! Господи, да такие цвета только во сне и увидишь — знаете, бывают такие сны, цветные, где всё особенно ярко, словно подсвечено изнутри? И Юрий Алексеевич ухватил секрет этого внутреннего света — а это, поверьте мне, не просто, это далеко не каждому живописцу даётся. И его фантазия! Да не фантазия даже, а глубокая погружённость в сказку, жизнь по законам русской детской сказки. Сейчас, разглядывая вновь знакомые с раннего детства васнецовские рисунки, чувствуешь, как захватывает дух от высочайшего искусства, бессмертного искусства. Какая же сокровищница духа — русского духа, доброго духа! Это один из столпов нашей культуры — наравне (не побоюсь сравнения) со стихами Есенина и музыкой Рахманинова.

И вот он, скромный русский живописец, которого даже из тех, кто любят его работы, — не все знают по имени. Вот он, сам напоминающий своих медведей, — широкий, уютный, весёлый, добродушный… Говорят, у него был особый талант на грибы: другие в неурожайный год пол-леса обегают и с пустыми руками вернутся. А он едва из дома вышел — глядь, уже с полной корзинкой возвращается. Говорит о себе:

— Я пельмени вятские люблю (он сам-то вятский!). Кашу всякую очень люблю, но её мне дома не дают, говорят, вредно в нашем возрасте. Пироги с капустой, с грибами солёными. У нас в Вятке пироги и с картофелем делали, и с горохом, из чёрной муки да с льняным маслом…

Вот такой скромный русский гений за тарелкой каши. Посидит, поест, а потом пойдёт создавать свои блестящие шедевры, которые я бы назвал иконами (да, да!), — иконами нашей культуры. Ведь бывают же святыни народные, святыни земные, национальные, то, на чём народ держится. От этих — земных — икон только и восходить к небесным образам, а тот, кто в детстве не напитался святыньками этими малыми — рисунками Юрия Васнецова, например, — тот и большую святыню, Божию, как поймёт, как примет? Да нет, для Бога нет невозможного, Он и мёртвую душу сможет оживить, — но с живой-то душой всё же легче к небесному восходить…

И теперь признаемся: мы в нашем детстве, наше поколение, которое застало ещё человеческий мир, человеческую жизнь, человеческие отношения, — мы, души наши, не остались без пищи. Вот и Юрий Алексеевич Васнецов… А вот ещё Татьяна Алексеевна Маврина — тоже чудный иллюстратор, несравненный! Как она ухитрялась на одноцветном фоне, нередко — чёрном, выводить несколькими скупыми цветами свои сказки! От глубочайшего русского духа горло слёзы перехватывали. А Владимир Михайлович Конашевич и его картинки к пушкинским сказкам — узорным-узорные, хитросплетённые, праздничные, радостные!.. Советская школа детской иллюстрации — высота невероятная!

И вот — Юрий Алексеевич Васнецов… Что толку рассказывать его биографию: где родился (в Вятке), где учился, почему свернул с обычной живописной дороги в мир иллюстраторов, какие государственные премии имел (а имел!).

Вот он сам как говорит о своём детстве, о главном:

— Дедушка выдумщик был, пруд сам делал, а в нём рыба была, он разводил, а я вот поймал как-то, мне и попало! А потом мне всё больше рисовать хотелось. Комнату свою расписал — на всех стенах пейзажи: утро, вечер, деревья ветвистые, на полатях голубые облака. В баньке нашей ставни расписал. Знакомым печи расписывал — оленя большого, пейзажи с утками, сороками… Незабудки мне очень нравятся своей голубизной и жёлтенькими пятнышками в серединке. Ландыши… Когда я их нюхаю с закрытыми глазами, мне кажется, что я король… Сирень люблю за её цвет и запах. Сиреневый цвет мой любимый. В гимназии, когда танцами дирижировал, большой бант на левое плечо прикреплял — обязательно сиреневый…

Когда ему перевалило уже за семьдесят, он, откладывая только что законченную книгу, неожиданно признался:

— Всё ещё живу всем тем, что запомнил и видел в детстве. Это (похлопал по готовой книге) всё мои впечатления детские…

Может быть, и не для каждого это пригодно: всю жизнь питать в душе детство с его радостями, слезами, фантазиями. Но он такой был человек: художник, создавший неповторимый мир русского детства, — и жив ли ещё этот мир? Не сгинул ли навсегда?

Бог даст, живы будем — не помрём.

Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая