Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Со 2 марта по 18 апреля — Великий пост

ЧЕТЫРЕДЕСЯТНИЦА — ПОДРАЖАТЕЛЬСТВО ЖИТЕЛЬСТВУ ХРИСТОВУ

Начало поста немыслимо без подготовки телесной, которую предлагает нам Православная Церковь. Понедельник 1­й седмицы Великого поста называется Чистым понедельником: чистая совесть, чистая душа — потому что было Прощёное воскресенье. Также надо быть чистым и в телесном составе; если человек — Божий — значит, должно быть воздержание. По слову свв.отцов, Великий пост — это весна духа, ибо когда мы себя ограничиваем телесно, расцветает наш дух. Кто вкусил радость Великого поста, тот дорожит этими днями, ждёт их. Только невоздержанная душа, человек, ублажающий свою плоть, воспринимает пост как нечто тягостное.

Именно у русских посты всегда придавали особый смысл и единство духовным и телесным потребностям. Пост, как явление религиозного сознания и православного образа жизни, был в то же время и явлением чисто национальным. На Руси все посты соблюдали со строгостью. Маленьких детей приобщали к посту «по прошествии трёх больших постов после рождения». Многие крестьяне, по свидетельству историков, считали за грех во время Великого поста употреблять растительное масло (материалы 1887–1890 гг.). Некоторые даже не пили чай, а иные пили только с постным сахаром. Воду, и ту старались лишний раз не выпить.

ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ:

Обыкновенный сахар принято считать скоромным, потому что при его приготовлении в старину применялось осветление раствором альбумина, извлекаемого из крови животных, и процеживание через костяной уголь. Так называемый постный сахар приготовлялся из этого же скоромного сахара. Для этого берут обыкновенный рафинад, растворяют его в воде, уваривают, прибавляя при варке красящих или душистых веществ, а затем разливают в формочки, в которых он и затвердевает. Прежде приготовляли постный сахар из картофельной патоки, не процеживаемой через костяной уголь и не осветляемой альбумином.

Некоторые верующие в среду и пяток вообще ели лишь хлеб с водою один раз в день, да и то к вечеру. Старики даже квас в этот день не употребляли. Великим и Успенским постом русские мужики совсем не пили водку. Детей кормили, когда запросят, но молока не давали Великим постом с трёхлетнего возраста. Непраздные (беременные) женщины обязательно брали у священника благословение на нарушение поста. «Если же кто, забывшись, ел рыбу Великим постом, то считают себя недостойными в этот пост говеть и причащаться» — читаем в книге «О воззрениях русского народа» М.Громыко, А.Бугановой.

Итак, после Сырной седмицы наступает первая, самая строгая седмица Великого поста. В первые два дня названной седмицы предписывается полное воздержание от пищи. В среду допускается растительная пища без масла, принимается один раз в день — вечером. В это время уместно готовиться к Причастию, т.е. начинать говеть. В субботний и воскресный дни допускается употребление сваренной растительной пищи с маслом, причём дважды в день. Последняя, легчайшая степень воздержания, т.е. употребление в пищу рыбы, разрешается только в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и в день Вербного воскресенья.

Отцы Церкви строго обличали тех, кто употреблял во время поста пищу хотя и постную, но изысканную.

Однако истинный пост не цель, а средство смирить плоть и очиститься от грехов. И всё для того, как говорил митрополит Иоанн (Снычёв, †1995), «чтобы непреткновенно шествовать по узкому пути спасения, избегая широкой дороги, ведущей, по словам Спасителя, в погибель. Должно понимать, что не одним лишь воздержанием от пищи и плотской жизни побеждается грех, но очищением сердца и ревностным стремлением к непорочной чистоте души. «Уклонися от зла и сотвори благо» (Пс.33,15) — эти слова Священного Писания должно в первую очередь помнить всем нам на протяжении Великого поста».

«КТО ИМЕЕТ УШИ СЛЫШАТЬ, ДА СЛЫШИТ»

В наши дни многие люди заражены протестантскими взглядами на пост, т.е. разрешают себе не исполнять посты, считая себя при этом православными. Обычная аргументация в таких случаях: «Я не придаю этому значения»; или: «Мы работаем на тяжёлой работе — какие уж тут посты, да и продукты сейчас не те, чтобы поститься». И это при том, что пост Святой Четыредесятницы установлен апостолами в подражание сорокадневному посту Моисея, но главным образом по примеру Самого Иисуса Христа, постившегося сорок дней в пустыне. Святой Игнатий Богоносец в послании к филиппийцам писал: «Четыредесятницы не пренебрегайте, она составляет подражательство жительству Христову».

Поэтому мне кажется уместным вновь обратиться к духовному наследию приснопамятного митрополита Иоанна: «Неси этот подвиг в меру своих сил. Соразмерь свои силы и телесные, и духовные так, чтобы пост соответствовал духовному устроению. Это значит вкушать столько пищи, чтобы воздержание помогало молиться, а не расслабляло так, что голова закружится. Содержи пост умеренно. Больше обращай внимание на искоренение в себе греховных навыков и на воспитание доброделания. Всё делай разумно. Надо сочетать так одно с другим, чтобы одно помогало другому: тело — душе, а душа — телу. Пост, конечно, надо соблюдать и им очищать свою душу. Но определи для себя такое воздержание, которое было бы для тебя посильным. Кушай что положено, но не досыта. Молись и смиряйся».

На возможный вопрос о посте для болящих вновь приведу слова владыки Иоанна: «Больные посты не соблюдают. В больнице кушают всё, что дают».

Обычно у настоятеля, который сам живёт строгой аскетичной жизнью, и прихожане соблюдают все виды постов и не станут ссылаться на медицинские рекомендации. Хотя святые отцы призывают решать все сомнения сугубо индивидуально, не говоря уже о том, что возможные рекомендации должны исходить от православного врача, понимающего и осознающего смысл и степень постничества.

Но всё-таки пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Ещё более безнравственно использовать православный пост в качестве средства для похудания.

Гордыня во всех её проявлениях (самодовольство, тщеславие, бахвальство и хвастовство, презрение к ближним и т.д.), властолюбие, сексуальная невоздержанность, обжорство, пьянство, наркомания, насилие, страсть к развлечениям и роскоши — лишь немногие из страстей, с помощью которых демоны уловили по­чти всё человечество, не желающее жить по Божиим святым заповедям.

Однако резкий переход неофита от привычного ему образа жизни к аскетическому подвигу зачастую приводит не к тому результату, который человек ожидает. Люди в результате неумеренного голодания становятся раздражительными, злобствуют на близких и окружающих, обвиняя их в непощении. Хорошо об этом состоянии сказал св.Игнатий (Брянчанинов): «От чрезмерного пощения и происходящего от него изнеможения человек делается неспособным к духовным подвигам. Сколь вредно невоздержание, столь вреден и неумеренный пост». Без молитвы, без покаяния, без воздержания от страстей и пороков, искоренения злых дел, прощения обид, воздержания от супружеской жизни, исключения увеселительных мероприятий и зрелищ пост становится всего лишь диетой. Св.Иоанн, архиепископ Шанхайский и Сан-францисский, говорит: «Пост есть наблюдение за своими мыслями, охранение своего взора от вредных зрелищ, своего слуха от душевредящих разговоров, своего языка от скверных и пустых слов, своих уст от неподобающей пищи». А прп.Серафим Саровский добавляет: «Истинный пост состоит не в одном изнурении плоти, но в том, чтобы ту часть хлеба, которую ты хотел бы съесть, отдать алчущему».

Прощение больших и малых обид, сделанное искренне, от души, ещё в стародавние времена позволяло людям примириться, уладить непростые и поныне отношения в семье, между родственниками, соседями, сослуживцами.

Николай ЖАРКОВ, член Общества православных врачей СПб

предыдущая    следующая