Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Беседа с мудрым человеком

ОБРЕТЕНИЕ ВЕРЫ, ИЛИ КАКОЙ ВКУС У КИВИ

На недавней встрече со знаменитым русским богословом профессором МДА А.И.Осиповым Алексею Ильичу был задан такой вопрос:

— Я страдаю очень большим грехом… Этот грех — маловерие. В Церковь я пришла год назад. Часто исповедуюсь, причащаюсь, слушаю ваши лекции, хожу в храм, читаю святых отцов… Но в душе пусто. Молюсь и боюсь, что не дождусь этой благодати. Что делать?

Вот что ответил этой рабе Божией профессор Осипов:

— Ваши последние слова говорят о том, что вы, к сожалению, — простите меня! — не понимаете простой вещи: если вы ждёте благодати, то никогда не получите её. Гедонизм всюду является античеловеческим явлением, — гедонизм, то есть стремление к наслаждениям. Чем больше человек стремится к наслаждениям — не важно, каким! — тела, души или даже духа, — тем меньше он это получит. Это один из духовных законов, о нём даже Кант писал! Вы можете себе представить: даже Эммануил Кант! Вы, конечно, должны помнить по своим годам обучения: Кант — это германский философ, он скончался в 1804 году. Он писал, что чем больше человеческий разум стремится и ждёт наслаждений, тем меньше он получает удовлетворённости. Но в данном случае философ ничего большего не сказал, чем говорит Евангелие.

Я вам скажу причины, почему мы не получаем желаемого. Первая причина: нельзя ни в коем случае ждать каких-то духовных наслаждений и переживаний — категорически это запрещено!

Но главная причина, по которой мы — порою даже верующие люди — ничего не чувствуем, ничего не переживаем и остаёмся, как говорит библейское сказание, соляным столпом, — мы не умеем молиться.

Вдумайтесь, это поразительная вещь: мы не умеем молиться! Мы (а я говорю именно о верующих!) не молимся!

«Как это не молимся?! — возразят мне. — Я хожу в церковь, я исповедуюсь, я причащаюсь, я слушаю, как поют на клиросе, я вижу, как батюшки кадят, я смотрю, сколько икон!.. А хорошие хоры так громыхают, что штукатурка с потолка сыплется! У Господа Бога трон, наверное, качается от такого громкого пения!»

Но не молимся мы, слышите?!

Да что же я сейчас говорю? Предложу вам лучше слова одного из самых авторитетных — самых авторитетных, подчёркиваю! — русских святых учителей, подвижников, епископа Игнатия Брянчанинова, жившего в XIX столетии. По происхождению он был аристократом, а значение его было таково, что к нему и сам император со всеми высшими кругами заезжал общаться. Это человек, который оставил светскую карьеру — а она у него была, как вертикальный взлёт, а не какая-нибудь ползучая, — и он её оставил ради подвижнической жизни… Что же он говорил? Приведу его слова: «Молитва без внимания — не молитва. Она мертва. Она — бесполезное, вредное, оскорбительное для Бога пустословие».

«Как это? — опять возразят мне. — Я же читаю и «Отче наш», и «Богородице, Дево», и другие молитвы. Читаю их: бу-бу-бу… Я читаю молитвы!»

«Читаешь молитвы? А когда же ты молишься?»

«Ах, молиться… Молиться надо, когда у меня печёнка заболит или селезёнка… Молиться об исцелении…»

Да! Мы молимся, когда с нами что-то неприятное случится. Как говорят: «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Вот, оказывается, когда мы молимся! Но ведь таким-то образом молились все язычники всю историю человеческую: об избавлении от бед, — да как ещё горячо молились! Да какие жертвы ещё приносили! Вплоть до того, что детей бросали в раскрытую пасть чудовища Молоха, лишь бы только получить милость от своих богов.

А кто из нас молится о том, чтобы избавиться от собственного лукавства, лицемерия, лжи, зависти, ненависти, неприязни, осуждения? Кто об этом молится? Всё время приходят известия: «Смотрите, в Москву привозят мощи!» Ух, как народ взволнуется от такого известия! До миллиона человек выстроятся в очередь к привозным мощам! А попробовали бы вы с диктофончиком подойти к этой очереди и опросить десять, сто, тысячу, сто тысяч человек: о чём вы молитесь? Простите вы меня, и пусть меня простят другие люди, но я думаю, едва ли мы там нашли бы человека, который бы молился примерно так: «Святителю отче Николае! Избавь меня от моей ужасной зависти! Не могу! Зеленею, умираю, страдаю!» Едва ли найдёте вы такого человека. Язычники! «Дай нам блага, Господи, на земле!» — С какой целью? Чтобы помереть? — Нет, об этом мы не думаем! «Чтобы вечно жить на земле». Вы слышите?

Первое, о чём говорит святитель Игнатий: нам (то есть верующим — слышите? — верующим!) надо начать учиться молиться.

Вы знаете, когда впервые читаешь эти слова, то просто приходишь в недоумение. Только мы и слышим отовсюду: молитесь, молитесь, молитесь, молитесь!.. Как это — «молитесь»? Не молимся мы, оказывается! Да, не молимся, потому что молитвы нет без внимания. Молитвы нет без покаяния — в чём? — в грехах. Молитвы нет без благоговения.

Молитва — это самая суть религии. Вы знаете, что «религия» — это слово латинское, оно означает «связь», — связь в данном случае нашей души с Богом. Непосредственная связь. Как она устанавливается? Когда? Да в молитве, конечно! Когда я просто ставлю свечку, у меня ещё нет никакой связи — если, конечно, я не молюсь при этом. Вы слышите? Только в молитве эта связь осуществляется! И вот когда человек будет правильно молиться, то есть с вниманием и покаянием, прося прощения своих грехов… Ну, вечером можно помолиться, говоря: «Я сегодня этого обманул, этого обругал, на этого сорвался… Господи, ну прости Ты меня!» Сложно это сказать? Вспомните, ведь распятый справа от Христа бандит (которого мы называем разбойником) — что он сделал? Что он сказал такого? Только одно: «Достойное по делам приемлем… Помяни меня, Господи, во Царствии Своём». И каков ему ответ был? «Сегодня же будешь со Мною в раю». Вы посмотрите, как немного требуется от нас: искренность покаяния. Вот это есть молитва.

Если мы не будем молиться, если не будем стараться жить по заповедям Евангелия, а не по так называемой «общечеловеческой морали», мы никогда не ощутим Бога и никогда не поймём, что это такое — благодать. Какая благодать, что это за штука? — мы этого никогда не поймём.

Помню, в советское время я летал за границу и привёз такой фрукт — киви, его у нас в то время ещё не было… Через несколько дней студенты у меня спрашивают: «Что такое Царство Божие? Объясните!» — «Сейчас объясню вам! Мне ничего не стоит, слушайте… Вы знаете, что такое киви?» Все дёргают плечами: «Нет, нет…» — «Сейчас я расскажу вам: это такой плод бежевого цвета. Разрежешь, а там внутри зелёненькое… Ну как, поняли вы, какой вкус у киви?» Они молчат. А я им: «Не поняли?! А потому, что, не попробовав, вкус плода не поймёшь! Вот так и Царство Божие». Христос сказал, что оно внутри человека. Но до тех пор, пока ты его не попробовал, так и не будешь знать, что это такое.

А есть такие замечательные строки: «Вкусите и видите, яко благ Господь». Вкусите! Попробуйте! Переживите этот опыт: он переживается в душе человеческой. Но для этого надо научиться молиться и немножечко жить по-христиански. Научитесь, — и тогда всё получите, не беспокойтесь.

предыдущая    следующая