Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Великая русская живопись

РАДОСТЬ ЦЕЛОМУДРИЯ, СЧАСТЬЕ ТРУДА

В ноябре открылась в Петербургском Манеже замечательная выставка живописи. Посвящена она творчеству двух великих русских художников ХХ века — Александра Дейнеки и Александра Самохвалова. Сколько ни порочили перед нами советское искусство, сколько ни уничижали его презрительно, а народ сохранил благодарную память о мастерах того времени, и на выставку Дейнеки и Самохвалова очереди стоят длинные, стоят на морозе и на ветру, стоят желающие вновь попасть в тот мир подлинного человеколюбия и красоты. На выставке мы встретились с директором художественной галереи «НЦ», что на Невском проспекте, Дмитрием Карельским и, пользуясь случаем, задали ему несколько вопросов о том, какое впечатление произвела на него как на знатока эта замечательная экспозиция.

— Наверное, не все наши читатели одинаково хорошо разбираются в живописи. Если такой человек захочет прийти на выставку Дейнеки и Самохвалова, что бы вы ему посоветовали? На что обратить внимание в первую очередь? От чего оттолкнуться в своих оценках?

— Выставка располагается на двух этажах: на первом — более ранние работы, написанные ещё во многом под влиянием модных тогда течений — и кубизма, и супрематизма и т.д. А на втором этаже помещены работы более поздние, более зрелые и более реалистичные. Так вот, я бы посоветовал зрителю-новичку начать осмотр именно со второго этажа. Там вы найдёте много всем знакомых работ, которые часто воспроизводились в журналах, на открытках, даже в школьных учебниках… Здесь многое можно вспомнить, порадоваться встрече с давно известным…

А во­вторых, лучше всего начинать знакомство с этими художниками с их великолепных автопортретов, чтобы сразу представить себе образ живописцев. Вот, например, у Александра Дейнеки «Автопортрет в халате» — он великолепно характеризует этого человека: взгляните на его спортивную, крепкую фигуру и на его умное, сосредоточенное лицо, и вам сразу станет понятно, что это за человек, что он любил, к чему прилежал сердцем.

И особенно я бы посоветовал посмотреть на многофигурные композиции Александра Самохвалова, потому что мне кажется, в многофигурных композициях он особенно ярко раскрывал свой великий талант. Мне больше всего нравится картина «Аппассионата»… Представьте себе: в одном из цехов большого завода даёт концерт известный пианист, и послушать его собрался самый различный заводской народ — и молодёжь, и старики, и рабочие, инженеры… Не знаю, сколько там человек изобразил художник, — наверное, не меньше тридцати, — но вы посмотрите: у каждого своё лицо, со своим, неповторимым выражением, каждый слушает музыку по-своему, и каждый чем-то чрезвычайно привлекателен, каждый одухотворён и возвышен… Ведь это потрясающе, когда автор смог гармонично объединить столько характеров на одном полотне, — и среди них нет ни одного отталкивающего, каждый несёт свет и радость.

— А на вас что произвело наибольшее впечатление?

— Меня приятно удивил отбор работ: здесь явно преобладают картины, на которых воспевается человеческий труд. Военных полотен сравнительного немного, нет даже знаменитой дейнековской «Обороны Севастополя», которую когда-то знал каждый школьник. Но зато труд, — труд радостный, творческий, труд на благо ближнего своего, воспевается на выставке с невероятным для нашей эпохи подъёмом. Это так необычно звучит сейчас, когда всякий труд воспринимается как проклятие, как печальная обязанность, как средство заработать деньги… А герои Дейнеки и Самохвалова трудятся — как песню поют, они дышат созидательной энергией, дышат творчеством… Вспоминается забытое выражение: «Труд на благо общества». Такой труд есть одно из проявлений любви к ближнему, заповеданной нам Евангелием.

— Чем, на ваш взгляд, ценно творчество обоих художников для современного православного зрителя? Ведь здесь вы не найдёте ни одной работы на церковную, религиозную тему…

— Вот что ценно: чистый взгляд на человека. Чистый взгляд, наполненный любовью и радостью. И Дейнека, и Самохвалов через красоту тела своих героев выражают красоту их души. В их героях есть что-то ангельское: они чужды зависти, жестокости, самолюбования, гордости… Если они чем-то и горды, то совместным трудом. Они наполнены доброй, созидательной энергией, каким-то радостным целомудрием. Я слышал, как одна посетительница сказала о героях этих полотен: «Они как олимпийские боги!» В самом деле: величия у этих людей не отнять, — но не показного, не горделивого величия, а духовного, идущего от чистоты высокого сердца. Заметьте: и у Дейнеки, и у Самохвалова на картинах преобладают люди спортивного, даже атлетического телосложения. Но это отнюдь не нынешние культуристы, которые рабски служат своему телу, и не бойцы единоборств, чьи лица искажены жестокостью. Нет! В их силе — мужской, в их красоте — женской, мы видим прежде всего чистоту и красоту их душ. Для православного человека это, безусловно, великолепная возможность своими глазами увидеть то, в чём убеждает нас наш ум, что мы постигаем, читая Священное Писание и творения святых отцов: что человек есть любимое творение Божие и что создан он для радости и для вдохновенного труда в саду Божием.

— В чём главное отличие между живописью Дейнеки и живописью Самохвалова?

— Хочу заметить, что эти мастера здесь не противопоставлены друг другу, а сопоставлены. Самохвалов — ленинградский художник; он родом из Тверской губернии, из города Бежецка, но учился, жил и творил в Ленинграде. Дейнека же москвич, хотя он родился в городе Курске. Без преувеличения можно сказать, что Дейнека — самый знаменитый из советских художников. Самохвалов мне представляется более тонким, более нежным в своей живописи, а Дейнека более напорист, более целеустремлён. Ранняя живопись Дейнеки значительно отличается от его поздней живописи, в которой он стал бОльшим реалистом; а вот у Самохвалова не было такого резкого скачка, он абсолютно узнаваем и в ранние, 20­е, и в 60­е годы. Очень понравилась мне эта идея организаторов выставки: устроить своего рода чемпионат между Москвой и Ленинградом, между Дейнекой и Самохваловым.

— И кто же выиграл в этом чемпионате?

— Зритель. А достоинства и одного художника, и другого, они не совпадают, но они дополняют друг друга. Я никогда не думал, что парная выставка может быть лучше персональной, мне всегда больше по душе персональные выставки. А теперь, сопоставляя двух этих великих мастеров, я нашёл для себя нечто новое и лучше рассмотрел их обоих. Очень советую читателям «Православного Санкт-Петербурга» посетить Манеж: представленные сейчас работы по-настоящему очищают и возвышают душу. Выставка будет продолжаться весь декабрь и половину января.

предыдущая    следующая