Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Время веры

БОГУ НЕ С КЕМ ПОГОВОРИТЬ

Есть одна очень грустная притча: «Господь как-то раз спросил Ангелов, где бы ему спрятаться, чтобы хоть на время отдохнуть от людей, которые надоедают своими просьбами, зачастую глупыми, исполнение которых не принесёт им никакой пользы. Ангелы ответили: «Господь, спрячься в сердце человеческом, там люди никогда не бывают. Они летают в космос, опускаются на дно океана, карабкаются в горы, вдоль и поперёк исхаживают безжизненные пустыни, мёрзнут среди вековых льдов Северного полюса, исследуют самые потаённые уголки своей планеты и только в сердце своё забывают заглянуть». С такого вот не очень оптимистичного заявления начал свою беседу протоиерей Андрей ТКАЧЁВ с посетителями православной выставки, проходившей в ДК им.Газа.

Люди, которые начинают духовную жизнь, почему-то уверены, что должны сказать Богу как можно больше слов. Мы с завидным рвением начинаем вычитывать утреннее и вечернее правило (и это хорошо!), читаем акафисты, кафизмы, молитвы… мы всё говорим, говорим, говорим… Но забываем выслушать ответ Бога. Мы просто говорим в одну сторону и даже не ждём ответа. Мы уверены, что Господь нас почему-то не услышал, и с удвоенной энергией начинаем вычитывать акафисты, каноны, читать молитвы. Так, однажды во время исповеди одна женщина посетовала: «Батюшка, я молюсь днём и ночью, а Бог молчит. Он меня не слышит». Я ответил: «Милая, ты так много молишься, что не даёшь Богу слова вставить. А ты не пробовала замолчать и посидеть немного в тишине… а вдруг Бог тебе что-то скажет».

«Как и что говорит Бог человеку?» — спросите вы. У человека есть совесть, и среди тихого журчания голоса совести иногда раздаётся Божий глас. Помнишь, что-то вдруг заставляет тебя радоваться или плакать, задуматься и действовать. Кроме того, у нас есть Священное Писание, которое даёт ответы на многие вопросы, если вы его читаете и даёте себе труд задуматься над тем, что прочитали. Но православные люди очень мало читают Библию. Евангелие время от времени ещё открываем, а вот Старый Завет почему-то презрен у православных людей. Молитвы, акафисты, каноны — пожалуйста, читаем, но многие ли из вас читали Книгу Иисуса Навина, например? А Книгу пророка Иеремии, а Второзаконие? В лучшем случае прочли Книгу Притчей Соломоновых, Книгу Песни Песней Соломона и Псалтирь, конечно. Почему вы не читаете Библию? Ведь она есть в каждом доме православного христианина. Когда человек читает Библию, с ним разговаривает Бог.

Мы каждый день несколько десятков раз произносим слова: «Господи, помилуй!»; «Господи, прости меня грешного!» — и это хорошо. Но мы не даём себе времени остановиться и прислушаться: а что Бог ответил? Если ты почувствовал, что тебе стало легче после твоего обращения к Богу, будто бремя с плеч свалилось, — значит, Бог ответил: «Простил». Но мы чаще всего просто механически повторяем и повторяем слова краткой молитвы к Богу и даже не слушаем, что Господь говорит в ответ.

Мы просим: «Господи, живи во мне, будь со мной». Но ведём себя так, будто бы не знаем, что Господь нам ответил на это прошение. Хотите знать ответ? Откройте Евангелие и прочтите: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин.6,56). Бог отвечает человеку — словами Евангелия, словами из Священного Писания. Но даже зная этот ответ Бога, все ли мы спешим в храм хотя бы в воскресный день, чтобы помолиться соборно с сёстрами и братьями во Христе, чтобы причаститься Святых Христовых Таин?

Мы не умеем общаться не только с Богом, мы разучились общаться друг с другом. Послушайте, как люди ведут диалог. Это не диалог, это монолог каждого из них, поскольку каждый спешит выговориться и не только не слушает своего собеседника, но его мало интересует, слышит ли и понимает ли собеседник то, что он говорит ему. Разве это общение?

А почему люди старцев ищут? Не только потому, что те дадут дельный совет, но и потому, что они их выслушают. Кто-то с этой же целью обращается к психологу. Но лучше к старцу, он за это денег не берёт, в отличие от психолога. Психолог (за деньги!) отнесётся к вам очень доброжелательно, устроит в уютном кресле и предложит рассказать всё о себе. О, это любимое занятие человека — рассказывать о себе любимом, рассказывать, задавать вопросы, самому же на них отвечать, делать предположения… Психиатр в основном нужен как ухо, в которое можно вливать информацию. Психолог слушает, кивает, потом говорит: «Так, сеанс закончен, с вас 200 долларов. Приходите ещё». Наши батюшки в церквах занимаются тем же — выслушивают и выслушивают ваши исповеди, которые порой превращаются в пространные повествования, — и, заметьте, делают это безплатно, во славу Божию. А эгоистичные люди беззастенчиво этим пользуются, забывая, что за спиной у них томится очередь желающих тоже исповедоваться; забывая, что священник тоже человек и у него есть семья, дети, которые редко видят своего папу.

Точно так же мы общаемся с Богом. Мы всё время шлём на небо «телеграммы»: «Помилуй меня. Прости меня. Помилуй меня, помилуй…» Остановись, подожди ответа Бога. Быть может, Господь тебя давно простил. Успокойся, работай, расти детей, не греши, иди в церковь.

Мы все пережили опыт первого посещения церкви. Шли, волнуясь, не выгонят ли, не спросят ли чего, что ты не знаешь? Пришли, встали в уголок, стали присматриваться, прислушиваться. Красиво, благостно, все поют или слушают слова священника. Хорошо! И вдруг пришло понимание, что ты наконец-то оказался дома, где тебя давно ждал твой любящий Отец — Господь Бог. Ты стал ходить в храм чаще, начал разбираться в службе, приобрёл духовные книги, стал читать молитвы, акафисты… Научился осознавать совершённые тобой грехи и, чувствуя уколы совести, каяться в них. Ты переполнялся до краёв своей души благодатью после Причастия. Теперь научись разговаривать с Богом. А это значит не только говорить самому, но и слышать, что Бог говорит тебе. Замри, прислушайся, потому что голос Бога — самый тихий звук во Вселенной.

Записала Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая