Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Читая Писание

КОГДА ТИГР ВЫЙДЕТ ИЗ КЛЕТКИ

Когда-то в детстве любил я старинную индийскую сказку о девочке, которая по доброте душевной освободила из клетки свирепого тигра и, конечно, тут же поплатилась за свою доброту: тигр решил её сожрать. «Это же несправедливо!» — возмутилась девочка. «Нет на земле никакой справедливости!» — ответил тигр. И они решили выяснить, есть на земле справедливость или нет: стали спрашивать у всех, кто попадался им на пути, что они думают на сей счёт. И как назло, все встреченные соглашались с тигром: справедливости на земле нет! — и ссылались при этом на собственный печальный жизненный опыт. Так бы девочке и погибнуть, но, на счастье, повстречался им один мудрый лис. Он с помощью хитрости заманил тигра обратно в клетку и, задвинув засов, воскликнул: «Вот видишь! А ты говорил, что на свете нет справедливости. А по-моему, раз тигр сидит в клетке — значит, на земле есть справедливость!»

…Не раз и не два приходилось мне слышать от людей православных такое мнение, что справедливость — это понятие едва ли не еретическое. «Никакой справедливости нет! — говорили они. — Но и несправедливости нет тоже! Надо принимать мир как данность, не задумываясь о том, справедлив он или несправедлив. Будь доволен тем, что имеешь, и не смотри на тех, кто имеет больше, даже если они имеют это не по заслугам! Мир — таков, каков он есть, — дан Богом, и не нам вмешиваться в Божественный Промысл». Дальше начинались разговоры о том, что справедливость — это по сути своей уравниловка и всякий, кто жаждет справедливости на земле, есть закоренелый безбожник, противящийся воле Господней.

Нечто подобное я слышал даже в проповеди одного молодого учёного батюшки. Батюшка просто-таки заклинал с амвона своих прихожан не гнаться за справедливостью, чтобы не впасть в тяжкую ересь.

И тогда пришло мне в голову, что тигру из индийской сказки очень понравилась бы такая проповедь. Выслушав её, он слопал бы девочку с приятным сознанием своей правоты и с этого момента считал бы себя весьма добродетельным тигром.

Нет, в самом деле: нельзя не согласиться с тем, что идти против Промысла Божиего — великий грех. Я только хочу понять, в чём именно состоит Промысл: в том, чтобы тигр съел девочку, или в том, чтобы девочка была спасена? Вы идёте по вечерней улице, видите, как подонок пытается отобрать кошелёк у старушки, — в чём тут Промысл: в том, чтобы старушка осталась без копейки, или в том, чтобы вы прогнали преступника (своими силами, если они есть, или вызвав полицию)? Понятие справедливости говорит о том, что старушка должна пользоваться своей пенсией, а «вор должен сидеть в тюрьме». Это было бы справедливо. Неужели же это было бы не по­Божески?

Вы видите некий непорядок. Вы в силах его устранить. Не остановит ли вас мысль о том, что данный непорядок — часть замысла Божиего о нашем мире, а порядок — это противление воле Божией?

Нет, конечно! Никакой изъян, никакое разрушение, никакое зло не может происходить по воле Божией. Воля Божия в том, чтобы мы это зло по возможности устранили. Да, Господь не требует невозможного, но то добро, что в наших силах, мы обязаны сделать. Если же мы не можем исправить что­то, требующее исправления, мы можем хотя бы не звать изъян благом. На старушку напали трое здоровенных бугаёв, нам с ними ну никак не справиться, и полиции поблизости нет — что нам остаётся? Нам остаётся самый минимум, но минимум необходимый: не звать воров благодетелями, не утверждать, что борьба с ворами противна Богу.

Как сказал свт.Григорий Богослов: «Ежели не в наших силах остановить стремление зла, то, по крайней мере, ненавидеть и стыдиться его есть не последняя степень благочестия».

Несправедливость же — это несомненное зло. «НЕ-С-ПРАВедливость» — это то, что «НЕ С ПРАВДОЙ». Справедливость, вот она — с правдой, а нет в мире иной правды, кроме Божией.

Часто говорят о том, что справедливости не по пути с любовью, что любовь всегда несправедлива. По справедливости надо бы наказать иного человека, а мы его по любви прощаем.

Это так. Но я хочу вам напомнить то, что вы давно знаете: евангельский рассказ о грешнице, которую хотели побить камнями. Господь простил её — без сомнения, виновную и по закону заслуживающую наказания. Но прежде Он проявил высокую, Божественную справедливость. Ведь это несправедливо, когда толпа тайных блудников хочет побить блудницу, всё отличие которой от них лишь в том, что она попалась. И Господь не допустил свершиться этой несправедливости. И только после этого Он проявил Свою любовь — прощение греха. Более того — и прощая, Он ещё раз напомнил о справедливости: «Женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи» (Ин.8,10—11). Только с высоты этой справедливости Христос поднимается к большей высоте — к любви.

Или вот ещё один чудесный, хорошо вам известный рассказ на ту же тему: рассказ о богаче и Лазаре. Это, собственно, и есть рассказ о Божественной справедливости. «И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твоё в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь…» (Лк.16,23—25). Всё справедливо. Жёстко, страшно — но справедливо.

И сразу же за тем наступает срок для проявления любви. Вы спрашиваете, что я имею в виду? А вот что: «Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мёртвых придёт к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят» (Лк.16,27—31). Так сказал богачу праотец Авраам, — сказал, как бы закрывая разговор, указав собеседнику на всю неуместность его просьбы. Но Господь не счёл эту просьбу неуместной. Он снизошёл к мольбе богача, ибо Он и вправду воскресил Лазаря (Четверодневного), а потом и Сам Он, Воскресший из мёртвых, явился к людям, и к тем самым братьям в том числе, — и в этом, конечно, заключается высшее во Вселенной проявление любви.

Боюсь утверждать это, но сдаётся мне — определённо! — настоящая любовь может созидаться только на фундаменте справедливости. Сначала сделай как должно, как справедливо, а потом ты сможешь возвыситься и до любви.

Все мы знаем, что наша земная, людская любовь нередко бывает неразумной и несущей вред — и тому, кто любит, и тому, кого любят. Если мы прощаем, то прощение это не идёт впрок прощённому, если мы подставляем щёку в ответ на удар, то тем лишь развращаем безнаказанностью того, кто нас бил… В чём же порок нашей любви? Не в том ли, что она пренебрегает справедливостью?

Любовь — это святость. Нельзя сразу, одним скачком, допрыгнуть до святости, нужно пройти необходимый ряд ступеней. И ступени эти — ступени справедливости. Нужно научиться быть справедливым — и по отношению к другим, и по отношению к себе, и тогда сможешь полюбить ближнего, как самого себя.

Мы живём в такое время, когда тигр из старой индийской сказки гуляет на воле и пожирает людей — одного за другим. А мы смотрим на это и бормочем трусливо: «Так уж, видно, Богом заведено… Кто мы такие, чтобы с Божьими порядками спорить?..» Силу зла мы принимаем за Божию силу — и это, конечно, большой, очень большой грех. А кто-то говорит: «Я не в силах бороться с тигром, не в силах установить справедливость в мире, но зато я стану совершенствоваться в любви к ближнему…» Но без стремления к справедливости наша любовь безсильна и неразумна, мы больше вредим ближнему такой нашей любовью.

Нет, друзья, только тогда, когда тигр несправедливости будет заперт в клетку, — тогда лишь нам откроется простор для любви.

И в заключение несколько святоотеческих поучений на ту же тему:

— Сживающиеся со злом никогда не будут в числе безсмертных (прп.Антоний Великий).

— Не домогаться того, чтобы иметь у себя больше других, — это справедливость; а выступать из пределов равенства — это несправедливость (Григорий Богослов).

— Не почитай справедливость неважным добавлением добродетели, потому что без неё всякое дело нечисто (Нил Синайский).

— …Душа, поступая несправедливо, не должна слишком надеяться, хотя она еще и не уловлена, потому что когда-нибудь она будет уловлена (Иоанн Златоуст).

— Ничто так не прогневляет Бога, как несправедливость к бедным (Иоанн Златоуст).

— Несправедливым правосудие должно воздать и непременно воздаст правдивым наказанием, если только не будет несправедливо само правосудие, правдиво всем располагающее и имеющее великое промышление о правде (Исидор Пелусиот).

Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая