Газета основана в апреле |
||||
НАШИ ИЗДАНИЯ | «Православный Санкт-Петербург» «Горница» «Чадушки» «Правило веры» «Соборная весть» |
13 ноября Святая Церковь Христова чтит день памяти святых просфорников Печерских — преподобных Спиридона и Никодима. И сегодняшний наш разговор о просфоре.
Закончилась Божественная литургия, и в притворе храма перед свечной лавкой выстраивается очередь: прихожане получают просфоры. А что такое просфора? Правильно ли мы понимаем смысл и значение этих маленьких хлебов? Просфорос, т.е. «приношение» (греч). своим происхождением уходит в древние времена: прообразом её служили хлеба предложения в скинии Моисея. В собственном логическом смысле древней Церкви это всякое литургийное приношение: хлеб, вино, вода, елей, свечи, воск, ладан… В первые века христианства верующие сами приносили всё это с собой. Из приношений отделялась часть хлеба и вина для Преложения в Тело и Кровь Христову. Позже словом «просфора» стал называться хлеб, предназначаемый для Евхаристии. Почему именно хлеб? Потому что Господь Сам назвал Себя хлебом: «Я есмь хлеб жизни» (Ин.6,48). И во время Тайной Вечери именно хлеб Господь преломил, сказав: «Сие есть тело Мое, еже за вы даемо: сие творите в Мое воспоминание» (Лк.22,19).
Просфора — это круглый небольшой хлеб, состоящий из двух частей (символ двойной природы Христа — Божественной и человеческой). Хлеб обязательно дрожжевой или квасной — «живой». Вспомним евангельскую притчу о закваске: «Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё» (Мф.13,33).
Уже в первые века христианства на богослужебном хлебе появились символические знаки — крест или рыба. С развитием богослужения меняется и число просфор, применяемых в литургии: вначале была одна просфора (из которой вынимается Св.Агнец), затем три, пять, семь и вновь пять (в честь чуда над пятью хлебами); вторая просфора — в честь Богородицы; третья — в честь свв.пророков, апостолов, святителей, мучеников и пр.; четвёртая — за живых; пятая — за умерших.
Печётся просфора из пшеничной муки, св.воды и соли. Просфора состоит из двух частей, соединённых вместе. На верхней части ставится печать, изображающая четырёхконечный крест с надписями: над перекладиной креста IC и XC (Иисус Христос), под перекладиной HI KA (победа). Также на печатях возможны изображения Пресвятой Богородицы, святых. Из просфоры с Христовой печатью вырезается Агнец.
Просфора, приготовленная из муки от зёрен безчисленного множества колосьев, означает человеческое естество, состоящее из множества элементов природы, и человечество в целом, состоящее из множества людей. Нижняя часть просфоры соответствует плотскому составу человека, верхняя — духовному началу в человеке, в коем запечатлён образ Божий и таинственно присутствует Дух Божий.
Над просфорой священник проводит богослужебные действия: на проскомидии одну просфору приготавливают к совершению Евхаристии, вырезая из неё параллелепипед с изображением креста; из других просфор вынимают небольшие частички; в конце Евхаристии священник разделяет просфору на четыре части; из них также священник нарезает небольшие кусочки для причащения мирян.
Слово артос (греч. «квасной хлеб») означает общий всем членам Церкви освящённый хлеб, иначе — просфора всецелая. Артос в продолжение всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место вместе с образом Воскресения Господня и в заключение пасхальных торжеств раздаётся верующим. Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознёсся на Небо. Ученики и последователи Христовы, собираясь на общую молитву, вспоминали Тайную Вечерю и причащались Тела и Крови Христовых. Первое место за столом они оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. На артосе изображается Воскресение Христово либо крест, на котором виден терновый венец, но нет распятого Христа, — как знамение победы Христовой над смертью. Освящённый артос ставят на солее пред образом Спасителя. Во все дни Светлой седмицы по окончании литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В Светлую субботу, в конце литургии, священник произносит особую молитву, во время чтения которой артос раздробляется, а при целовании креста раздаётся народу как святыня. Частицы артоса, полученные в храме, употребляются верующими как духовное врачевство от болезней и немощей со словами: «Христос Воскресе!»
К просфоре нужно относиться как к святыне. Это не простой хлеб. Он участвовал в богослужении — Литургии. Дома его следует хранить в специальном месте, можно возле икон, потреблять со святой водой натощак со специальной молитвой: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый: просфора΄ и святая Твоя вода — во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех святых Твоих. Аминь».
Следует внимательно относиться даже к крошкам — не сорить и не разбрасывать их. Хранить просфору удобно так: разрезать на маленькие кусочки, положить в полотняный мешочек. Когда частички просохнут, их можно хранить хоть несколько лет.
Слово «антидор» в переводе с греческого языка обозначает «вместо причастия» — маленькие частички просфоры, из которой на проскомидии был вынут Святой Агнец (антидор вкушается в храме, натощак). Св.Симеон Солунский пишет: «Антидор... как запечатлённый копием и принявший Божественные слова преподаётся вместо Страшных Даров, т.е. Таин, тем, которые не причащались их». То есть мы не можем каждодневно причащаться, но имеем возможность вкушать просфору и пить святую воду благоговейно, как некий символ Причастия. Но следует понимать, что это не равнозначные вещи. Тело и Кровь Христовы неизмеримо выше. Но как символ Литургии, символ Святой Евхаристии, овеществлённая память которой есть просфора, и, конечно же, при надлежащей вере, благоговении и страхе Божием просфора оживляет и поддерживает наши духовные и телесные силы.
«Цветник духовный»