Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Пути паломника

Вместе с нами предлагаю продолжить паломничество на Святую Гору Афон, посетить монастыри и скиты, холмы и ущелья, пройтись святогорскими тропами.

(Продолжение. Начало в № 5, 6, 7, 8)

«УТЕШЕНИЕ ДЛЯ БРАТИИ»

Живём в соответствии с уставом обители. Утром на литургию, завтрак в братской трапезной — и в путь. Литургия завершается, и братия вместе с игуменом чинно покидают храм. «Странно как–то, — думаю про себя, — все идут мимо трапезной». Подхожу к нашему Александру.

— Как считаешь, — спрашиваю, — каша будет?

— Сам удивлён, — отвечает Александр, — но сейчас всё узнаем.

Вдруг открываются большие двустворчатые двери трапезной, и монах приглашает войти. Тут и Александр подоспел: «Да, завтрак будет, но не для всех. Игумен благословил накормить только паломников, у братии сегодня строгий пост, среда». Ну и дела, удивляемся такому строгому уставу, но радуемся, что хоть паломников покормят. Актуальность еды мы поняли уже во время литургии. Молимся, усаживаемся за столы. Духовенство отдельно, миряне отдельно. Несут кувшины и хлеб, на столы ставят джем. Сидим, ждём.

— Једите, оци. Једе више неће бити, — говорит нам священник серб, сидящий напротив нас. Что значит: «Кушайте, отцы, еды больше не будет».

Намазывая густо джем и отправляя этот бутерброд в косматые уста, добавляет: «Данас је среда» («Сегодня среда». — серб.).

Переглядываемся и следуем его примеру. Жуём монастырский хлеб с каким–то желтоватым джемом — так и не поняли, из каких это фруктов. По–дружески улыбаемся отцу сербу, что напротив нас.

— Одакле, оци?

— Санкт-Петербург, Россия, — уже понимая, отвечаем.

— А-а-а... дај Боже!» («А-а-а… дай Боже!» — серб.) — крестится серб, перекладывая бутерброд в левую руку.

Кланяемся всем, крестимся и встаём.

— Вот это да, — делюсь своими мыслями, — во как постятся! Всего лишь восемь часов утра, а ближайшая трапеза у нас только вечером.

— Ладно, — говорит наш проскинитарий, — на корабле что-нибудь перекусим.

Забираем вещи, крестимся на святые врата обители и спешим на пристань. Впереди монастыри Григориат, Дионисиат и Симонапетра.

В Григориате, куда мы прибыли на «Святой Анне», остаёмся ночевать, это будет наша последняя ночь на Святой Горе. Дионисиат посещаем пешком.

Этот монастырь основан в ХIV веке и посвящён Предтече и Крестителю Господню Иоанну. Он считается одной из наиболее строгих обителей Святой Горы. Устав Дионисиата стал образцом для многих монастырей. В монастыре хранится чтимый образ «Похвалы Пресвятой Богородицы». Это тот самый образ, с которым в 626 году патриарх Сергий во время варварского нашествия совершил крестный ход по крепостным стенам Константинополя, вдохновляя защитников города. Позднее перед ним впервые был прочитан Акафист Божией Матери, поэтому второе название иконы — «Акафистная». В этой обители самая полная из известных фреска «Апокалипсис». Она занимает целую стену во дворе монастыря, под крытой колоннадой. Монастырь богат своей библиотекой, которая насчитывает более 1200 томов рукописей. Обитель бережно хранит стул, на котором свои творения писал прп.Никодим Святогорец.

В Дионисиате, как и в каждом святогорском монастыре, есть костницы. Идем туда. Это отдельные помещения в виде часовен. Отдельно лежат кости, порой сваленные горой, отдельно — черепа, они иногда сложены аккуратно горкой или лежат на полочках. Дивный обычай! А монастыри были многолюдны, некоторые в пору пика своего расцвета насчитывали до тысячи монахов. Смотришь, а на монастырском кладбище всего пять могил. Ведь Афон — это гора, земли тут почти нет. Потому с древних времён сложился такой обычай: класть в могилу года на три-четыре. После чего, благодаря жаркому климату, могилу вскрывают, кости омывают водой с вином, сушат и кладут в костницу. Могила же ждёт следующего преставившегося.

Смотрим, на черепах или, лучше сказать, гла΄вах, прямо на лбу надписаны имена, даты рождения и смерти: «Игумен Давид 1893—1985», некоторые же, видимо жившие в скитах или по какой–то причине забытые, подписаны просто номером, и прямо на лбу или виске. Смотрю и думаю: «Вот ведь, а у нас был период — устроили сыр–бор из–за номеров, брать их или не брать. Вот тебе и ответ со Святой Горы. Не боялись же монахи черепа даже подвижников нумеровать. Да ещё и прямо на лбу. А всё потому, что у Господа в Книге Жизни, о которой молимся в молитвах вечерних, мы записаны не под номерами. И каким бы и где нас номером ни пронумеровали, это не имеет отношения к спасению».

Сегодня в монастыре живут пятьдесят монахов.

Возвращаемся в Григориат. Вечернее богослужение проходит быстро. Все идут в трапезную, и у нас есть ещё одна возможность насладиться братской атмо­сферой обители и «утешением для братии», которое после трудного дня было как нельзя кстати.

Обитель основана в XIV веке и связана с именами ведущих представителей исихастского движения — прп.Григорием Синаитом и его учеником прп.Григорием Новым. Григорий Синаит, перед тем как оказаться на Афоне, некоторое время подвизался на Крите. Его старцем был отшельник Арсений, научивший его Иисусовой молитве. На Святой Горе преподобный Григорий сперва подвизался в скиту Магула, а затем в пещере, находящейся неподалёку от места, где сейчас расположен Григориат. Постепенно вокруг него собралось множество духовных чад, учившихся у него умной молитве. После отъезда своего наставника прп.Григорий Новый основал на Святой Горе обитель в честь Святого Николая, позднее ставшей известной под именем Григориат. Обитель, расположенная у самого моря, была не раз разграбляема пиратами.

В настоящее время в обители более семидесяти монахов, среди которых очень много молодых. После вечерней трапезы в монастыре оживлённо, многие выходят во двор для общения. Игумен монастыря очень охотно общается с паломниками и всех благословляет.

Рано утром, ещё до восхода солнца, идём в храм и вновь окунаемся в удивительную атмосферу афонского богослужения. Литургия проходит быстрее, чем в России. У греков нет некоторых ектений, и почти сразу после Евангелия поют Херувимскую. «Символ веры» и «Отче наш» не поётся, их вслух читает игумен. За литургией причащаемся. Времени совсем немного, а ещё надо посетить монастырь Симонапетра. Принимаем совместное решение: о.Анатолия и Александра со всеми вещами оставляем в Григориате. Они сядут на корабль, а мы, к тому времени посетив горный монастырь, спустимся на пристани Симонапетра. Туда причалит и подберёт нас «Святая Анна». Путь к этому монастырю — один из самых сложных на Святой Горе. Торопимся, почти вприпрыжку бежим по лесным дорожкам. Но не тут–то было, начинается тропа по совершенно отвесной скале, местами обвалы и размывы. Практически единственный указатель был только в одном месте, по–английски там было написано: «Симона Петра — туда, другого пути нет». Это звучало как приговор, потому что местами тропа была еле различима и разбита каменными обвалами. Из Григориата мы вышли с восходом солнца, теперь оно высоко и становится жарко, поют и щебечут птицы, вокруг совершенно нетронутая природа.

И вдруг откуда–то навстречу нам, аккуратно ступая на острые камни и перелезая через валуны, идёт кот.

(Продолжение следует.)

Протоиерей Евгений ПАЛЮЛИН, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери (СПб, ул.Софьи Ковалевской, 9)

предыдущая    следующая