Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

7 июля — Рождество Пророка и Крестителя Иоанна Предтечи

«ИЗ РОЖДЕННЫХ ЖЕНАМИ НЕ ВОССТАВАЛ БОЛЬШИЙ»

Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн… Он был последним пророком Ветхого Завета и первым святым Нового Завета. Господь Сам его выделил из всего рода человеческого, сказав: «…из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф.11,11). Действительно, приход его на землю был особенным. Вспомним, как Дева Мария пришла к Елизавете, чтобы поделиться радостью Благовещения, и когда Она приветствовала Елизавету, Иоанн Предтеча, почувствовав, что пришёл Творец мира, взыграл во чреве матери (См. Лк.1,41). Так встретились Сын Божий и сын человеческий. Они расстанутся надолго — на тридцать лет — и вновь встретятся уже на берегу святой реки Иордан. Здесь св.Иоанн выполнит свою миссию: он укажет на Спасителя и крестит Его в водах Иордана… Иордан берёт своё начало в горах Хермона, недалеко от Кесарии Филипповой.

И вот наша паломническая группа ступила на берега священной реки. Ехали мы туда ради посещения одного места — места Крещения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Истинным это место признают все, потому что именно здесь во время раскопок (археологи раскопали пять небольших византийских церквей) была обнаружена основа греческой колонны, представляющая собой мраморную плиту в форме квадрата. А в описаниях паломников по святым местам времён расцвета Византийской империи упоминалась греческая колонна с крестом на вершине. Мраморная плита эта была обнаружена во время исследования развалин византийской церкви, построенной, по преданию, св.равноапостольной царицей Еленой Константинопольской. От колонны ступени спускались прямо в реку. Вот недалеко от последней ступени и было обнаружено основание знаменитой колонны, которая во времена раннего христианства была установлена в том месте реки Иордан, где Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа. Сейчас здесь нет воды, потому что в VIII веке в этой местности произошло сильное землетрясение, и река поменяла своё русло, свернув на юго-восток…

Обычно все паломники, приезжающие на Святую землю, стремятся побывать на берегах этой неглубокой и неширокой реки, где более двух тысяч лет назад происходили очень важные в истории человечества события. Верующие стремятся непременно окунуться в её воды в память о Крещении Спасителя, принятом Им от Иоанна Крестителя. На нынешнем восточном берегу Иордана возвышается современный православный храм, принадлежащий Иерусалимской Церкви. А на западном — израильском — берегу обустроено место для совершения молебнов, и специальные ступени сбегают к самой кромке воды. Именно здесь в праздник Богоявления совершается Великое освящение воды с участием Патриарха при огромном стечении народа.

Но мы в тот день поехали именно на то место, где некогда пролегало старое русло реки Иордан. Кстати, в Евангелии точно указывается место, где это происходило: «Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн» (Ин.1,28). Место это сейчас находится на территории Иордании, в местечке Вади эль-Харар (ранее считалось, что место крещения Сына Божиего расположено в окрестностях селения Каср-эль-Яхуд на западном берегу реки Иордан). День был пасмурный, накрапывал мелкий дождик, но мы его не испугались, никто не стал прятаться в автобус. И сопровождавший нашу паломническую группу протоиерей Григорий Григорьев (настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках) отслужил литургию прямо под открытым небом. Это была очень необычная служба — батюшка пояснял всем собравшимся, что происходит в алтаре во время службы. Думаю, многим эта служба запомнилась на всю жизнь. Во время проскомидии батюшка делил просфору, готовил агнца... И что удивительно — по мере того как протекало богослужение, тучи расходились, редели и… появилось солнышко, заиграло лучами.

Примерно в километре от места Крещения Господа Бога Иисуса Христа находится монастырь в честь святого Предтечи Господня Иоанна, который за века своего существования не раз разрушался сарацинами. Строительство первой церкви здесь относится к временам св.равноапостольной царицы Елены. И возможно, что именно эта церковь и упоминается в житии прп.Марии Египетской, которая причастилась здесь Святых Таин пред тем, как удалиться на долгие годы в Заиорданскую пустыню.

В день Богоявления к монастырю едут и едут вереницы автобусов. А уже из монастыря паломники идут крестным ходом во главе с Иерусалимским Патриархом к Иордану. Казалось бы, пройти всего километр — невелик труд, но идти-то приходится по самой настоящей пустыне, по раскалённому песку, в жару. Лишь по берегам святой реки тянется узкая зелёная полоска деревьев и кустарников. А в древности и во времена расцвета Византийской империи из всех ближайших храмов и монастырей устремлялись крестные ходы к Иордану, чтобы прославить св.Иоанна Предтечу, крестившего Сына Божиего.

И хотя подвигу Иоанна Предтечи, на первый взгляд, подражать трудно, даже невозможно современному человеку, мы всё же многое можем сделать на этом пути: Иоанн ушёл в пустыню, чтобы оградить себя от соблазнов мира, и мы с вами вполне можем не посещать такие места, где нас ждут искушения; Предтеча был великим постником — питался в пустыне акридами и диким мёдом, и мы, соблюдая посты, можем подражать ему хоть в малой мере; св.Иоанн был смиренный послушник Богу, и мы можем подражать ему в послушании и смирении.

Матушка Елена МИЛЬЧАКОВА

В Православной Церкви Рождество Иоанна Предтечи относится к числу великих праздников (не будучи двунадесятым праздником) и отмечается за шесть месяцев до Рождества Христова, 7 июля. День этот всегда приходится на Петров пост. Полное название праздника — Рождество честнаго славнаго пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Стихиры праздника были написаны разными гимнографами: Иоанном монахом, Анатолием, Андреем Иерусалимским, Кассией монахиней. В VIII веке прп.Иоанн Дамаскин написал канон этого праздника, второй канон был написан прп.Андреем Критским.

предыдущая    следующая