Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

СИМОН И САВЛ

Не раз приходилось слышать вопрос: «Почему апостолы Пётр и Павел в христианской традиции, идущей с глубокой древности, изображаются вместе, точно родные братья? Порой на иконах они даже обнимаются друг с другом!..»

А в самом деле — почему? Они ведь такие разные!

Пётр — простой, неучёный рыбак; Павел — образованный фарисей, бывший духовным чадом у самого Гамалиила — одного из авторитетнейших иудейских наставников! Пётр — житель захолустной Галилеи; Павел — римский гражданин. Пётр — женатый человек; Павел до конца жизни хранил девство. Пётр проповедовал иудеям, а Павел — язычникам.

И — самое главное различие: Пётр был со Христом в годы земной жизни Спасителя, видел Его во плоти, следовал за Ним — от начала Его проповеди и вплоть до Вознесения. А Павел в те времена, когда Господь ходил по земле, скорее всего, и в глаза Его не видал, да и не желал Его увидеть, и уши раздражённо затыкал, когда кто-нибудь рассказывал ему о галилейском Проповеднике.

И ещё, наверное, можно найти множество различий — да вы только гляньте на их иконы! Даже внешнее их несходство разительно! Если Павел — типичный еврей, то в облике Петра есть даже что-то славянское — во всяком случае, светлые волосы его, голубые глаза, мягкие черты добродушного лица как-то очень мало говорят о «средиземноморском расовом типе».

Они и встречались-то друг с другом — сколько раз? Не достаточно ли пальцев на одной руке, чтобы сосчитать их встречи? И встретившись, устраивали нарочитые — на публику — обвинения друг друга. Пётр в своих посланиях укорял Павла за то, что тот пишет «неудобовразумительно»; а Павел говорил Петру: «Если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?» (Гал.2,14).

Словом, что перечислять? Много, очень много различий. И всё-таки — они вместе! Почему же?

Да именно потому, что они так несхожи! Именно благодаря их безсчётным различиям!

Они вдвоём как бы показывают нам: вот какие мы разные, — а во Христе мы — одно! Вот мы — слиты во Христе, а различий собственных не потеряли, не лишились своей неповторимости; Пётр — это Пётр, а Павел — это Павел, никто нас не спутает!

И очень важно бывает напомнить людям такое обстоятельство, ибо очень часто мы по неразумности своей мыслим: «Как же это можно — слиться всему человечеству в Боге? Ведь это значит: потерять свою драгоценную индивидуальность, раствориться в общей массе (или даже — «в серой массе»!), лишиться лица!..»

Есть такое опасение у нас, а Пётр и Павел собственным примером его разбивают. Они слитны в Боге, но лиц не лишились. И так же все прочие праведники: каждый скроен на свой аршин, каждый наособинку, каждый по-своему глядит и о своём говорит, — а при том в Боге все едины.

И если говорить только о Петре и Павле — так ли они различны?

Смотрите: оба отрекались от Господа и через покаяние были вновь приняты Им. Об отречении апостола Петра много говорится, — а какое у Павла было отречение? А мне кажется, было. Павел, а точнее, Савл, с детских лет был человеком весьма боголюбивым, и у Гамалиила старательно учился не потому, что хотел прослыть учёным и получить от этого некие привилегии, но потому, что через учение хотел ещё больше приблизиться к возлюбленному Господу. И вот Господь Сам пришёл в Иудею! Тут бы Савлу и понять, что у него появилась возможность так приблизиться к Богу, как никто доселе к Нему не приближался! Савл старательно, с любовью изучал Закон и Пророков, — а тут перед ним Тот, кто дал Закон, Тот, кто призвал Пророков!.. Самое время оторваться от мудрой книги и обратиться к Источнику всякой мудрости!

А что же Савл? Небесному Учителю предпочёл земных лукавых учителей, боголюбие своё превратил в букволюбие и даже ополчился на подлинных боголюбцев. Это ли не отступление, это ли не предательство?

Пётр предал, испугавшись за свою жизнь, Савл предал, испугавшись за свою душу. И в обоих сила духа, любовь ко Господу преодолела временное помрачение и восторжествовала, — вот какое замечательное сходство, куда более важное, чем все перечисленные различия. И что интересно: и Пётр, и Павел до конца дней своих раскаивались в своём однажды случившемся предательстве. Про Петра рассказывают, что он начинал плакать всякий раз, услышав пение петуха; Павел же, и став апостолом, и давно приобретя огромный духовный авторитет у паствы, по-прежнему называл себя «неким извергом», не боясь говорить это даже перед учениками.

Но есть и другие немаловажные сходства. Например, оба они получили от Господа новое имя: Симон стал Кифой, Петром, а Савл стал Павлом. Такое переименование — вообще очень важное, сокровенное, священное действие. Имя имеет для человека гораздо большую значимость, чем мы привыкли думать. Мы говорим: «Хоть горшком назови, только в печку не ставь!» Да нет, кто назвался горшком, тому однажды придётся лезть в печку… Есть ведь и такая пословица: «Назвался груздем — полезай в кузов!» Перемена имени — это во многом перемена сущности. Вот и монахом становясь, человек получает новое имя… А помните, как сказано в Апокалипсисе Ангелу Пергамской церкви:

«Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» (Откр.2,17).

Это — одно из семи великих обещаний Господних к побеждающим, смысл этих обещаний для нас пока раскрыт не вполне, мы его узнаем только в конце времён, — тогда поймём мы и то, что на самом деле значит наречение нового имени. Симон и Савл ещё при жизни этого удостоились, став Петром и Павлом.

Вот как рассказывает о мученической кончине первоверховных апостолов священник Даниил Сысоев:

«Пётр был арестован и брошен в Мамертинскую тюрьму. В тюрьме он обратил в христианство множество заключённых и тюремщиков. Но так как не было места для крещения, то он провёл крестообразно пальцем на стене тюрьмы, и оттуда забил источник. В 10 часов утра 29 июня 67 года Пётр был выведен из Мамертинской тюрьмы и отведен на казнь, к которой его приговорили. Возле Аппиевых ворот он встретил вторую процессию, с заключённым апостолом Павлом, которая Промыслом Божиим направлялась туда же, Павел также был приговорен к казни. Они поцеловались и договорились встретиться у трона Господа. Это были последние слова апостолов, которые, лобызаясь, шли на встречу к Господу. Поцеловавшись, они разошлись, апостол Павел был отведён за городские ворота, где ему отсекли голову, и на месте, где трижды упала его голова, забили три источника. А апостол Пётр был отведён к Ватиканскому холму, где его должны были распять. Но он сказал, что отрёкся от Господа и поэтому недостоин умирать такой же смертью, как Христос, и попросил распять его вниз головой, чтобы в смерти не подражать Господу. Его распяли, как он просил, но перед этим отсекли голову его жене Мариамне и его дочери Петронелле. Перед казнью апостол поцеловал жену и дочь, наставил помнить Господа и сказал, что они встретятся в раю. Пётр висел вниз головой и пел песни Христу и славил Его. Мощи его были погребены и лежат сейчас на том же самом Ватиканском холме, где он и скончался».

Сергей ОЛЬХОВЕЦКИЙ

предыдущая    следующая