Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

У нас в епархии

ДЛЯ УМА, ДЛЯ СЕРДЦА, ДЛЯ ДУШИ

12 мая в Духовно-просве-тительском центре «Святодуховский» (наб.реки Монастырки,1) Александро-Невской Лавры прошла XIII «Мироносицкая встреча» — «Глас Божий, глас Ангельский. Искусство церковного пения и звона в Древней Руси».

Открывая концерт — хотя странно назвать приземлённым словом «концерт» то состояние полёта души, который испытали гости встречи, слушая древнее знаменное слаженное пение хоровых коллективов, — настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Державная» (пр.Маршала Жукова, 60) протоиерей Димитрий КУЛИГИН сказал: «Порой именно само по себе пение может так воздействовать на человеческое сердце, что придёт несомненное понимание: да, воистину Воскрес Христос. Бережное пение молитвы — это ненавязчивое и в то же время мощное средство благовестия. Потому естественно наше бережное отношение к древнему опыту песно-молитвы. И когда более десяти лет назад в нашем храме зазвучало знаменное пение, мне захотелось объяснить прихожанам, почему именно так поются у нас молитвы, ибо для многих это было непривычно. Сначала собрались своим тесным кружком в день Святых Жён Мироносиц. Затем захотелось поделиться нашим опытом знаменной молитвы и приобщиться к молитвенному опыту других. Вот так и зародилась идея «Мироносицких встреч». И, слава Богу, это начинание не угасло, но ширится: каждый год всё больше становится участников концерта в день Жён Мироносиц, которые вместе с нами воспевают Бога «едиными усты и единым сердцем...»

Участники встречи услышали песнопения строгого знаменного и демественного одноголосия, а также раннего русского многоголосия. Один коллектив сменял на сцене другой, в зрительном зале стояла благоговейная тишина, даже хлопать гости встречи решились не сразу: уместны ли рукоплескания после песномолитвы? Ибо знаменное пение может быть только молитвой — языком, на котором возможно говорить единственно лишь с Богом.

Дважды прозвучало в зале: «Браво!» О тех, кому были адресованы эти изъявления восхищения, надобно сказать отдельно.

Мужской ансамбль «Путь» — постоянный участник Мироносицких встреч с 2016 года. В своей работе коллектив под руководством Андрея Фофанова (композитора и исследователя традиционных музыкальных форм) ориентируется на исследования учёных кафедры древнерусского певческого искусства СПбГК им.Н.А.Римского-Корсакова. И когда под высокими сводами зала отзвучало торжественное «Трисвятое», спетое сильными мужскими голосами, сидящая рядом со мной слушательница чуть слышно произнесла: «Вот теперь я поняла, что значит славить Господа «едиными усты и единым сердцем»... Я не любительница знаменного пения, сюда меня сегодня привело скорее любопытство, но если славить Бога, то именно так».

Второе «Браво!» досталось клиросному хору храма иконы Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радосте» г.Тосно, который впервые в этом году принял участие в «Мироносицких встречах». История создания этого коллектива необычна. Священник Сергий Рысев, ещё будучи мирянином, полюбил знаменный роспев, посещая службы у мощей Прп.Сергия Радонежского в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры. Удивительно ли, что, приняв священнический сан, о.Сергий стал искать регента-знаменщика? Им стала Любовь Котлярова — в то время певчая одного из знаменитых хоров Санкт-Петербурга (любительский хор храма ап.Иоанна Богослова). Но самое удивительное то, что участники тосненского хора — прихожане храма, не имеющие музыкального образования: врачи, преподаватели, филологи, спортсмены... Унисонное знаменное пение позволяет им славить Бога «едиными усты и единым сердцем».

Воистину, как сказал свт.Иоанн Златоуст, «церковное пение — праздник для радующихся, утешение для унывающих, укрощение для страстных. Оно помогает правде, низлагает хульные замыслы, убивает постыдные мысли, возвещает Божественный закон, проповедует Бога, разъясняет веру, заграждает уста еретиков, созидает Церковь».

Ведущая нынешней «Мироносицкой встречи» Елена Олехнович (художественный руководитель ансамбля знаменного пения храма во имя иконы Божией Матери «Державная») пояснила, чем отличается партесное пение от знаменного. Партесное пение — тип церковного пения, в основе которого многоголосное хоровое исполнение, а знаменное (крюковое) пение — тип церковного пения, в основе которого одногласное (унисонное) исполнение композиции. И замечательный образец такого пения продемонстрировал ансамбль «Вервица». Ансамбль этот создал в 2018 году Алексей Гвоздецкий — в рамках научного кружка изучения древнерусского поэтического искусства, действующего на кафедре русского народного песенного искусства СПбГИК. Участники кружка занимаются изучением как письменной, так и устной составляющих поморской традиции богослужебного пения (знаменного роспева).

Почему знаменное пение называется ещё «крюковым»? Знамена, или крюки, — это знаки древнерусского безлинейного нотного письма, комбинации чёрточек, запятых, точек (имеют византийское происхождение) которые указывали направление движения голоса, замедление и ускорение темпа и звуковые акценты.

С особой теплотой и любовью зрители встретили ставший уже легендарным детско-юношеский хор во имя прп.Иоанна Дамаскина при соборе Владимирской иконы Божией Матери. Художественный руководитель коллектива Ирина Болдышева — композитор, исследователь древнего пения, автор расшифровок древнерусских знаменных песнопений. Окончив СПбГК им.Н.А.Римского-Корсакова, Ирина Болдышева изучала древнерусское пение в Санкт-Петербурге, византийское — в Иерусалиме и Афинах. В 1990 году основала детский хор при вновь открытом после запустения советских лет соборе Владимирской иконы Божией Матери. Вскоре хор вырос в церковно-певческую школу, где обучаются около двухсот человек дошкольного, школьного и студенческого возраста. География концертных турне коллектива охватывает города России, Украины, Белоруссии, Киргизии, Польши, Франции, Сербии, Черногории, Греции, Израиля.

В заключение концерта прозвучали колокольные звоны Ростовской традиции, Александро-Невской Лавры и Владимирского собора Санкт-Петербурга.

После концерта многие гости писали восторженные благодарения в книге отзывов. Я запись не оставила, поэтому хочу сказать сейчас: «Участники концерта сумели донести до слушателей красоту древнерусских молитвопений, воссоздать атмосферу древнерусского православного храма. Спаси Бог!»

Побывала Ирина НИКОЛАЕВА

предыдущая    следующая