Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

О святости

«ВО СВЯТЫХ ПОЧИВАЕТ БОГ»

«Человек не иначе делается сыном Божиим, как только когда делается святым», — писал свт.Григорий Нисский. Но кто такие святые? Почему раньше многие святые уходили от мира в пустыни, в леса дремучие, где ни дороги проезжей, ни тропинки, протоптанной ногой человека? На этот и другие вопросы отвечает настоятель храма прп.Серафима Саровского протоиерей Игорь ФИЛИН.

— Да чтобы ничто мирское, суетное, пустое не отвлекало. Ибо кто такой святой человек? Тот, кто достиг богоподобия. А наша цель и есть обретение богоподобия. Святые богоподобия достигли. «Во святых почивает Бог, как Святой, — писал свт.Иоанн Златоуст. — Потому-то Он ставит их пред лицем Своим, принимает в собственное жилище и делает Своими сожителями и общниками Своей славы и Царства». Но поскольку абсолютно свят только Бог, то любой святой в чём-то больше преуспел, а в чём-то меньше. И мы ввиду того, в чём именно он больше преуспел, таким образом их и прославляем. Но... это особенность Русской Церкви. У нас есть апостолы, святители, которые следуют за апостолами (апостольскую миссию выполняют), ещё у нас есть преподобные, благоверные (князья и княгини), есть мученики, которые своим мученичеством засвидетельствовали свою веру.

Святых много, им же всем число и имена лишь Бог ведает. О чём это говорит? О том, что каждый из нас может стать святым и должен стремиться к этому. Если человек захочет вести святой образ жизни — Господь ему в этом поможет. А наша задача — сознательно к этому стремиться — к богоподобию, к святости. Каким образом? В первую очередь — трудясь над тем, чтобы исполнять заповеди Божии. Далее — бороться со своими греховными страстями. Очищать сердце. Участвовать в церковной жизни. Ибо без участия в Таинствах у человека нет сил обо΄житься.

— Но чем может человек заниматься в пустыне? Как удаётся выжить, не сойти с ума от одиночества?

— А святые не были одни. С ними был Бог, с Которым они постоянно — мысленно или вслух — вели беседу.

Но главное дело было — молиться, только молиться. Возможно, святой читал что-то, перемежая это необходимым для выживания трудом — вырыть нору или построить шалаш, где можно укрыться от зноя или холода.

— И пищу искал...

— Ну, какую он там пищу искал?.. Конечно, чем-то отшельники и святые питались, просто чтобы с голоду не умереть, чтобы были силы на молитвенный подвиг. Как писал протоиерей Иоанн Шевелёв-Наседка, «ты же не дивись и не думай, что неправду о них говорили, как они слепому молитвою очи подавали и великие недуги и болезни исцеляли. Да и жизнь их была непохожей на человеческую: терпели словно безплотные, и пища была им хлеб и вода, и вкушение редко и помалу. Иные вкушали через день, а иные через два, иные — через неделю, а иные — через две недели, иные и сорок дней ничего не вкушали, а иные и вообще хлеба не ели, лишь траву и коренья».

Вот мы знаем, что св.Иоанн Предтеча, питаясь за­сохшими акридами и запивая их водой, иногда пробавляясь диким мёдом (который отнюдь не сладок), мог вести подвижнический образ жизни в тяжёлых условиях
Иудейской пустыни.
Преподобный Серафим Саровский собирал в лесу траву сныть (известный сорняк, но снытью, как и лебедой и крапивой, спасались в голодные времена русские люди), да из монастыря время от времени ему приносили хлебца или капусты... Но если бы для святых угодников Божиих главным было найти пищу, они бы не уходили в пустынь, жили бы себе среди людей. Уходили те, кто решился на подвиг, на всяческие лишения ради Господа. И они находили Бога.

Читая жития святых, мы знаем, что многие из них питались редко и скудно... А как постились святые! Макарий Александрийский, св.Симеон Столпник и прп.Анфим, например, в Святую Четыредесятницу ничего не вкушали. Сорок дней — ни крошки... Но это не значит, что мы сможем так же, стоит нам только захотеть. Расскажу такой пример. На острове Эвбея есть монастырь св.Давида, и там подвизался блаженный старец Иаков (Тсаликис) Эвбейский. Это был очень суровый подвижник. И вот когда он был уже архимандритом, к нему пришёл один из его чад — монашествующий. Он попросил, чтобы о.Иаков дал ему благословение строго поститься без растительного масла. А вкушали монахи пищу и так очень строго и не каждый день. И Иаков отказал ему в благословении. Монах удивился: «Почему?» Иаков ответил: «Потому что ты не выдержишь и можешь заболеть. И будет этот пост по гордости твоей». Монах: «Но ведь ты же постишься так, геронда». — «Да. Но я вырос в Малой Азии (нынешняя Турция). У нас масло бывало считаные дни в году — на праздники. Мы жили очень бедно, на грани голода. Я с детства привык так питаться, мне не сложно. А ты — нет, ты вырос здесь, привык употреблять масло. И если тебя сейчас этого лишить — ты заболеешь. А это никому не нужно, никому не принесёт пользы. Поэтому вкушай помалу, смиряйся, следуй уставу — и для тебя это будет подвиг».

— Но, батюшка, ведь и для старца Иакова это не был подвиг. Коли он с детства привык так питаться — для него это не составляло труда. Где же подвиг?

— У него было сорок дней невкушения пищи, — сорок дней!.. А вспомним Силуана Афонского. Он был крестьянским сыном и физически очень сильным человеком, у него было отменное здоровье. Из его жития мы знаем, что Силуан за один присест мог съесть чуть ли не сто яиц. Но он ушёл на Афон, где и жил согласно монашескому уставу. Ему это было легко, потому что он горел любовью ко Христу. А жизнь на Святой Горе была трудная: не было ни бань, ни душевых кабин. Даже в море никто из монашествующих не купается — до сих пор. Запрещено в море купаться. Лицо могли только ополоснуть в каком-нибудь пресноводном водоёме, постирать что-то... Сейчас там есть и бани, и кровати, потому что современные люди, которые туда приходят, — они приходят из другого мира, где они привыкли ко всяческим удобствам. Нынешние отцы допускают подобные удобства: «Пусть пользуются по немощи своей, лишь бы были послушные и молитвенники».

— Об одежде они, получается, тоже не радели? Хорошо, в пустыне тепло, а в наших северных снежных лесах зимой?

— Многие святые, особенно отшельники, жили скудно, не имея чем прикрыть наготу тела. И это не сказка, не ради красного словца преувеличение. Это была реальная жизнь. Святые именно так и жили. В житиях святых всё правдиво изложено.

— На иконах многих святых изображают в красивых, поистине царских одеждах.

— Не всех. Святого князя Владимира — крестителя Руси, — конечно, изображают в богатых одеждах, он был царского рода. Святые благоверные князья Александр Невский и Димитрий Донской изображены в воинских доспехах, ибо они полководцы княжеского рода. А посмотрите на иконы св.Иоанна Крестителя, который носил грубую одежду из верблюжьей шерсти и подпоясывался кожаным ремнём, — его так и изображают. На иконах прп.Марии Египетской, прп.Онуфрия Великого и многих других угодников Божиих видно, что они едва прикрыты рубищем.

Ни украшения одежды и жилищ, ни изобилующий яствами стол не заботили святых угодников Божиих. Святые подвижники молились денно и нощно, непрестанно, к чему и нам надо стремиться. Вспомним блаженную кончину прп.Серафима Саровского. Святому старцу было сообщено, что его земные подвиги близятся к завершению. И вот в первый день 1833 года св.Серафим несколько раз выходил к тому месту, которое выбрал для своего захоронения, и долго молился. А на следующий день его нашли почившим, стоящим на коленях. Преподобный отошёл ко Господу — молясь! Нам такие подвиги не по плечу, но мы можем и должны стараться молиться почаще, и уж Правилом не пренебрегать ни в коем случае.

Беседовала Ирина РУБЦОВА

предыдущая    следующая