Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Праздник Пресвятой Троицы

ЖИВОЕ ТЕПЛО НЕБЕСНОЙ ТАЙНЫ

— Отец Сергий, что для вас праздник Пресвятой Троицы?

Протодиакон Свято-Троицкого Измайловского собора отец Сергий Шалберов, словно ожидая этого вопроса, тут же отвечает:

— Меня Господь всю жизнь направляет в храмы Святой Троицы. Начать с того, что меня в трёхлетнем возрасте крестили в Троицком соборе Псковского кремля, — в том самом знаменитом соборе, где семиярусный иконостас… Причём крестили меня тайно! Моя бабушка была партийным работником районного масштаба, но вместе с тем она была тайной верующей — уже после её смерти я нашёл у неё спрятанные иконы… Так вот, нужно было меня покрестить, но происходило это во время хрущёвских гонений, и открыто крестить было невозможно. Но бабушка что придумала? Она поехала к своей сестре, живущей во Пскове, и сказала: «Антонина, покрести моего внука в церкви, а я буду метрах в ста стоять, наблюдать — но я тут ни при чём!..» И что удивительно: я прекрасно помню этот момент, помню, как надо мной стоял бородатый великан в золотой одежде, в окружении многих свечей…

А свой церковный путь я начал в 1988 году в хоре Александро-Невской Лавры — это тоже Троицкий собор. И, наконец, Господь привёл чудесным образом меня сюда, в Измайловский собор Святой Живоначальной Троицы.

— Ну а если говорить не о внешних обстоятельствах жизни, а о духовных её началах?

— Тогда я должен сказать, что праздник Пресвятой Троицы для меня — это праздник гармонии. Праздник гармонии всемирной и гармонии человеческой души. Лицезрение Троицы — это цель монахов-аскетов… Но мне кажется, что и не только монахов, потому что мы все должны стремиться к совершенству и желание лицезреть Святую Троицу должно быть в душе каждого христианина. Ведь что такое церковный догмат о Божественной Троице? Это, наверное, самое сложное христианское понятие. Не всякий поймёт его сердцем. Сколько еретиков пыталось по-своему истолковать Троичность Божества! Сколько людей сломали на этом голову — некоторые даже умом повреждались, пытаясь постигнуть Тайну Трёх. Наверное, здесь-то Господь и указывает, что человек несовершенен и не надо пытаться постичь совершенство. Но если присмотреться к человеческой истории, то можно увидеть, что предчувствие явления Троицы, оно присутствовало, по-моему, всегда. Например, великий Пифагор сказал, что весь мир построен на троичности, — он же начал треугольники исследовать. Помните его теорему? Треугольник, он самая прочная фигура, самая прочная конструкция — тре­угольная… И диалектика Гегеля на троичности построена. Единство противоположностей даёт новое качество: тезис — антитезис, а в результате — синтез, причём синтез — это не просто объединение, но новое, парадоксальное рождение. Человек тоже троичен, он неразрывно состоит из духа, души и тела. Поэтому для меня этот праздник в первую очередь праздник гармонии и совершенства.

— А ваш святой — это случайно не Преподобный Сергий Радонежский, служитель Пресвятой Троицы?

— Конечно. Из всех великих святых он у нас, наверное, самый молчаливый: никаких записей, никаких богословских трудов не оставил… Но он оставил куда большее: он удостоился лицезрения Пресвятой Троицы. Это про него написал богослов: «Воззрением на Святую Троицу побеждает рознь мира сего». Человек, который лицезрел премудрость Святой Троицы, он эту премудрость и воплотил. Как воплотил? Во-первых, конечно, монастырь построил и в нём храм Святой Троицы. Я читал, что чуть ли не 500 русских святых непосредственно связаны с Прп.Сергием. А главное — с ним связан прп.Андрей Рублёв! Лет через 50 после кончины Прп.Сергия новый игумен обители прп.Никон сокрушался: «Почему же храм Пресвятой Троицы не расписан?» И вот он поручил Андрею Рублёву и Даниилу Чёрному расписать его, и тогда-то появилось это иконописное воплощение Пресвятой Троицы, тогда-то величайшая икона была написана и про неё сказали: «Если есть икона Святой Троицы — значит, есть Бог». Действительно, эта икона являет собой идеал гармонии. Поэтому для меня это и праздник моего святого.

И первый в моей жизни зов Божий я услышал в Троице-Сергиевой Лавре. Я тогда был молодым инженером, и меня послали в командировку на предприятие, где испытывали ракетные двигатели. А по пути у меня была Лавра. Я сошёл утром с электрички — вокруг туман, который подсвечивало встающее солнце, а когда я вышел к Лавре, то совершенно обомлел. И никуда в тот день не поехал, только бродил по Лавре и восхищался; причём я тогда ещё не понимал, что здесь хранятся мощи моего святого. Но когда вошёл в храм Святой Троицы, я остолбенел: вот на меня смотрит лик святых ангелов! И я почувствовал неодолимое желание приложиться к мощам. И приложился, а потом пошёл к монаху за благословением. Он трижды отводил крест, чтобы я трижды поклонился, и только на третий раз благословил меня. Через много лет я привёз в Лавру паломников, и так сложилось, что меня благословили сослужить на ранней литургии у мощей, когда молятся одни только монахи. А монашеская братия там многочисленна: наверное, 300 монахов… И я, белый диакон, служу между ними… Непередаваемое ощущение.

— А что у вас связано с главной святыней Троицкого Измайловского собора — древней чудотворной иконой Пресвятой Троицы?

— Помню, как её к нам привезли… У нас сейчас собор в образцовом порядке, а тогда тут полная разруха была. А с этой иконой получилось так… В 90-е годы над нашим собором шефствовала налоговая полиция, а начальником налоговой полиции был тогда Георгий Алексеевич Полтавченко. И как-то он говорит: «Я узнал, что на аукционе в Европе выставлена древняя икона Новгородской школы. Она была продана большевиками за границу, некоторое время была в музее Метрополитен… Про неё и Пабло Пикассо написал воспоминания: когда он писал свою «Гернику», он подошёл в музее к нашей иконе и испытал некое вдохновение…» И Г.А.Полтавченко попросил президента выкупить это национальное достояние, и икона была выкуплена и привезена в наш собор. Она сейчас в киоте под пуленепробиваемым стеклом находится, а когда её только-только привезли и положили на жертвеннике, к ней можно было запросто приложиться. Я приложился… И почувствовал на губах живое тепло человеческого тела! Представляете? Что-то подобное мне пришлось испытать на Афоне в монастыре Симонопетр, когда я прикладывался к деснице Марии Магдалины. Десница великой святой нетленная — и она тёплая! Не просто чуть-чуть тёплая, а нормальной человеческой температуры. Живая женская рука, очень красивая, кстати. И тут такое же было ощущение — ощущение живого тела.

— Как, по-вашему, почему Россию называют Домом Святой Троицы?

— Это, по-моему, идёт от наших святых: Её и Преподобный Сергий лицезрел, и прп.Александр Свирский, и иные… Но есть ещё одно: особая мистика Пресвятой Троицы, которая для разума совершенно непонятна, а сердцем может быть отчасти прочувствована. Это очень по-русски! Для нас ведь логика, рациональность второстепенны, нам жизненно нужна тайна! Для нас не может быть святыней то, что можно понять человеческим умом. Рациональный Запад тайну или не примет вовсе, или примет искажённо. Вот и филиокве — типичный пример рационального мышления и прямое искажение догмата Троицы! Восточный ум этого тоже не принимает: для мусульман Троица — это многобожие. Три Бога! — ересь. Если они начинают об этом рассуждать, то хоть святых выноси: причисляют к Троице и Пресвятую Деву (Мириам, как они говорят)…

Нет, этот догмат по-настоящему близок только нашему сознанию: мы всегда ищем загадку, мы не можем без загадок жить, загадочная русская душа на этом основана.

А ещё имейте в виду, что в русской душе всегда живёт тоска по совершенству. Троица же, она и есть Само Совершенство, выше которого и не может ничего быть. И мне хочется пожелать, чтобы каждый из нас хотя бы немного достиг этой гармонии, которая достигается и в единстве всех людей, и в душе каждого человека. Это идеал, который для нас ох как недостижим, — но пусть хоть немного, хоть отчасти мы его достигнем!

Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая