Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Читая Писание

ВСЯ ПРАВДА О ПРАВДЕ

За прошедшие годы все мы привыкли к такой вещи: если в газетном материале (или журнальном, или в интернет-публикации и т.д.) заголовок начинается со слов «Вся правда о…» — значит, сам материал непременно будет наполнен безпардонной ложью. Читайте: «Вся правда о таком-то событии» — и можете не сомневаться, что событие это будет извращено самым чудовищным образом. Написано: «Вся правда о таком-то деятеле» — несомненно, здесь будет вытащено на свет всё грязное бельё, все непроверенные слухи, клевета, домыслы… Вспоминаются незабвенные российские газеты 90-х годов: «Вся правда о Бородинском сражении» (по мысли историка, это был сокрушительный разгром русской армии, непонятно почему называемый славой русского оружия); «Вся правда о Сергее Есенине» (литературовед насчитал у поэта столько отвратительных пороков, что говорить о поэтическом гении Есенина счёл неуместным)… И так далее, и так далее… Да что ж кивать на 90-е? Как будто сейчас этот поток клеветы под лейб­лом «Вся правда о…» хоть немного утих! Боюсь, что он даже усилился, ибо к голосу российских «правдолюбцев» прибавились голоса киевских «разоблачителей», которые весьма уютно чувствуют себя на многих русскоязычных сайтах.

Но сейчас я не собираюсь заниматься «разоблачением разоблачителей». Во-первых, на всякий грязный роток не накинешь чистый платок, а во-вторых…

Во-вторых, меня куда больше занимает другой вопрос: почему мы привыкли под словом «правда» понимать непременно грязь? Когда и как сложилось у нас мнение, что хвалить кого-то мы можем только лицемерно, а вот если сказать о том же человеке гадость, то это и будет «правда-матка»? Вы вдумайтесь в само это выражение: «резать правду-матку»! Когда оно уместно? Когда заслуженно (и, стало быть, правдиво!) хвалят кого-то? Нет! Правду-матку режет тот, кто «срывает все и всяческие маски», вытаскивает на свет чьи-то скрытые пороки, разрушает устоявшиеся авторитеты. «Раб Божий Н. — прекрасный работник, знающий специалист, добрый товарищ…» — «Но при этом он изменяет жене! Вот где правда-то!» И все тотчас соглашаются: да, в этом-то и заключается вся правда об Н.

Как-то само собой (и отнюдь не в 90-е годы, а куда как раньше!) сложилось мнение, что правда может быть только отрицательной, что положительной правды не бывает; что если видишь нечто хорошее, то не спеши доверять ему: поскреби это хорошее, и увидишь правду — что-то отвратительное, укрывшееся под лживым покровом добра.

Но неужели же правда — это только мерзость, порок, зло, измена?

…На этом, кстати, строил свою философию не кто иной, как Лев Толстой, который во всяком добром явлении стремился в первую очередь выявить зло: если Андрей Болконский хватает знамя и ведёт полк в атаку, то это только потому, что он позавидовал наполеоновской славе; если Алексей Каренин пытается вернуть жену в семью, то это потому, что он домашний тиран и бездушный поборник буквы закона… Толстой решительно не верит в самостоятельно существующее добро. Потому он и в Евангелие не поверил: ну не может, по его разумению, быть такого, чтобы на земле жил совершенно безгрешный, целиком светлый Человек! Что-то здесь не так, какой-то в этом должен быть подвох…

И то сказать: подвохов нас подстерегает так много!.. К сожалению, жизнь наша такова, что расслабляться не приходится: обманывают честной народ на каждом шагу, и если не будешь бдительным, то скоро останешься у разбитого корыта. И в самом деле: всё, что кажется хорошим, необходимо тщательно проверять, чтобы не обмануться жестоко. С этим я поспорить не могу.

Я только пытаюсь нащупать путеводную ниточку, найти путь между Сциллой неверия в добро и Харибдой доверчивости ко злу. С одной стороны, нельзя быть вседоверчивым: зло и в самом деле сплошь и рядом таится под личиной добра. С другой стороны, нельзя всякое добро считать лишь личиной: не верить добру так же опасно, как верить только злу. И, кстати, жизненный опыт мне говорит: чрезмерно подозрительные люди, видящие во всём обман и скрытое зло, — эти люди, сталкиваясь с действительным злом, с настоящим обманом, тотчас куда-то теряют всю свою суровую подозрительность и становятся доверчивыми, как младенцы, легко поддаются мошенникам, без сомнений идут в расставленные ловушки… Тот, кто не верит добру, неизбежно поверит злу. Тот, кто не от добра, неизбежно будет притянут злом.

Дело за малым: нам нужно научиться отличать одно от другого, добро от зла. Увы, детский вопрос: «Что такое хорошо и что такое плохо?» — и для нас, взрослых дядей и тётей, остаётся в числе «проклятых вопросов», «вечных вопросов». Маяковский, как выясняется, зрил в корень, выявил наиболее острую проблему человеческого бытия.

…Я теперь хочу напомнить себе и вам один отрывок из Евангелия от Иоанна. Вот, представьте: иерусалимская претория, утро, и Понтий Пилат впервые разговаривает с Господом. Христос говорит ему:

— Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего. (Ин.18,37)

А Пилат (так и видишь, как он снисходительно пожимает плечами!) не спрашивает даже, а отвечает Пленнику вопросом:

Что есть истина? — и не дождавшись ответа, не веря, что такой ответ вообще возможен, выходит прочь. Он ведь умный человек, Пилат: умный, поживший, много повидавший… Он прекрасно знает, как трудно человеку отличить добро от зла, — трудно, практически невозможно. Наше человеческое добро то и дело оборачивается злом, наша правда служит лжи… Так что же такое правда? Что есть истина? Никто этого не знает и знать не может.

А Истина стояла перед ним во плоти. Вся правда вселенной стояла перед ним, а он её не увидел. Вот она — вся правда о правде: «…всякий, кто от истины, слушает гласа Моего».

Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая