Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Всюду Бог

КИНО: ВЕРТИКАЛЬ, УХОДЯЩАЯ В НЕБЕСА

Бывают такие фильмы, мимо которых человек не может пройти равнодушно… Он чувствует, что эта картина обращена именно к нему, и невольно начинает размышлять о своей собственной судьбе, своём собственном бытии, — такие-то именно фильмы я и стараюсь показывать в нашем киноклубе.

И отец Игорь Ларченко радостно улыбается. Когда он говорит о кино, с первых слов становится ясно: речь зашла о чём-то дорогом для его души, о любви долгой и глубокой. Отец Игорь — руководитель киноклуба «Остров», существующего при Спасо-Парголовском храме. Клуб существует уже пятый год, пользуется большой любовью прихожан. Отец Игорь рассказывает:

— Для всех нас очень важно, чтобы после киновечера люди решили для себя что-то очень важное, чтобы почувствовали катарсис — очищение души. И это случается, хотя, конечно, не так часто, как хотелось бы. Одним из первых фильмов, которые я показал у нас, была «Дорога» Федерико Феллини — великий фильм на все времена; мне хотелось, чтобы с самого начала для нас была задана очень высокая планка, чтобы сразу определить принципы наших собраний.

Так каковы же эти принципы?

Прежде всего, кино должно быть вертикальным. Что это значит? Вертикальное кино — это такое кино, которое говорит о Небе, о Боге. Но не обязательно это должен быть прямой разговор. Произведение искусства должно говорить более тонко, прикровенно, обращаясь не столько к разуму, сколько к сердцу. Самые интересные режиссёры пытаются задать вертикаль, но эту вертикаль ещё надо рассмотреть опытным глазом. Бог будет присутствовать в кино, но Он будет присутствовать опосредованно, без насилия над душой человека, чтобы человек сам дошёл до понимания того, что в этом фильме скрыто.

Вертикаль — это наш главный принцип. И второй, который не отходит от первого: кино должно быть настоящим произведением искусства. Но как настоящее искусство отличить от ненастоящего? Это очень сложно. Прежде всего, настоящее искусство воспитывает душу настолько, насколько красота может её воспитать. Я думаю, что да, кино должно быть прекрасным. Но прекрасное — оно обязательно вертикально, оно обязательно уходит к небесам. Вот потому-то для меня большой-большой вопрос, можно ли назвать искусством «Чёрный квадрат» Малевича.

И ещё наши фильмы — что немаловажно! — должны содержать тайну. Любое произведение искусства должно содержать тайну. Причём тайна эта такова, что иногда и сам режиссёр не будет догадываться, что он создал: как Лунгин, который снял «Остров», а потом, кажется, сам не понял, как он это сделал.  

Обычно когда людям говоришь, что надо учиться смотреть фильмы, они недоумевают. Они даже обижаются или возмущаются: «Зачем этому учиться?! Неужели я не умею фильмы смотреть?!» Как бы вы объяснили таким недоумевающим, зачем нужно учиться воспринимать кинематограф?

Дело в том, что серьёзное кино — оно многоуровневое: в нём есть внешний слой, есть более глубокий, а есть и совсем сокровенный. Если ты не умеешь смотреть кино, ты увидишь только поверхностный слой — то есть практически ничего. Есть такие фильмы, что на поверхности совсем просты, а когда начинаешь их разбирать, они оказываются настолько сложными и настолько интересными… Они раскрываются, подобно цветам, перед умным взором опытного зрителя. Но их нужно уметь увидеть такими! Вот пример: фильм Параджанова «Тени забытых предков» — один из самых красивых в истории кинематографа. Возьмём его финальные кадры: главный герой умирает, на переднем плане люди заколачивают крышку его гроба, — а на заднем плане из-за крестообразных перекладин дети заглядывают в окно и смеются. Я спрашиваю людей: «Почему Параджанов таким образом закончил фильм? Почему дети смеются в такой печальный момент?» Может быть, эти дети являют образ ангелов? Дети — они же чистые по-ангельски, они знают, что чистая душа в Царство Небесное идёт, и поэтому радуются. Но зритель должен уметь это увидеть! Когда люди скользят по поверхности фильма, они ничего подлинно глубокого не заметят… А ведь кроме видеоряда существуют в фильме и звуковой ряд, и многие иные. Кино — синтетическое искусство, оно обращается ко всем органам восприятия, и мы должны его понимать как целостное произведение, — а этому тоже надо учиться. Нужно посмотреть много фильмов, заставить себя посмотреть сложные кинокартины и попытаться понять все скрытые в них смыслы. Я-то уже прошёл этот путь, я могу и других научить; но и клуб, в свою очередь, учит меня: когда мы соборно, по-церковному, смотрим ту или иную кинокартину, то оценки получаются и глубже, и вернее. Недаром же сказано: «Когда двое или трое собраны во имя Моё, то Я посреди них». Мы ведь в клубе тоже собираемся во имя Божие: хорошее произведение искусства — это вид молитвы. И когда ты обращаешься к своей душе через произведения искусства, когда ты разговариваешь с Богом через произведения искусства, — очень тонкая духовная работа получается: настоящее творение заставляет душу трепетать, а разум — постоянно размышлять о самых важных в мире вещах. И одному Господь открывает через искусство одно, а другому — другое, и все мы неповторимые личности; из многих-многих мнений получается красивая, глубокая картина. Это точно так же, как чтение Евангелия: когда ты читаешь его наедине с собой, какой бы ты ни был праведный человек, ты всё равно видишь лишь часть, а в соборном чтении Евангелие раскрывается совершенно по-другому.

Советуешь иным православным прочесть ту или иную художественную книгу — умную, тонкую, красивую, — а в ответ слышишь: «Я читаю Евангелие, я читаю святых отцов, мне ваша художественная литература ни к чему!» А мы с вами сейчас призываем не только книги читать, но ещё и кино смотреть! Может быть, это действительно излишне для православного?

Каждый человек — это вселенная. И душа человеческая развивается, образуя многие и многие уровни. Если бы Господь посчитал нужным, Он всех нас сделал бы совсем простыми, как амёб. Но мы Его волей — сложные! А для сложной личности нужна разнообразная духовная пища, нужен богатый выбор возможностей. Евангелие — это первое, что нужно читать православному, причём читать именно соборно, в церкви. Но и наедине с собой это тоже необходимо… Вот видите: мы уже задаём различные уровни чтения! Одно и то же Евангелие мы читаем и литургически, и в одиночку, запершись в келье своей души, и вместе со своими домашними, с друзьями. Всё не просто происходит! Если мы даже Евангелие читаем на трёх уровнях, не останавливаясь на одном, — значит, эти уровни обусловлены чем-то… А именно тем, что человек — это сложная личность, которую нельзя умалить до простейшего организма. Настоящее искусство — это один из способов развития личности. Причём мы, читатели, зрители, — мы со-творцы автору, мы вслед за ним приобщаемся к такой тонкой душевной работе, как творчество. Можно замкнуться и читать только Евангелие, но ты обед­нишь этим своё чтение. Да, в Евангелии содержатся ответы на все вопросы, но ты просто не сможешь их увидеть, хоть выучишь Новый Завет наизусть! А настоящее искусство поможет нам находить всё новые и новые евангельские смыслы. Оно будет с каждым разом открывать нам ещё одну грань Слова Божия. И это очень интересно! Это просто захватывающе — жить в таком многообразии, и постигать мир, и развиваться как личность!

Вы говорите о светлом, позитивном искусстве… Но ведь ни для кого не секрет, что есть искусство и тёмное, разрушительное. Скажите, фильмы каких авторов вы никогда не будете показывать в вашем клубе?

А можно я не буду называть эти фамилии? Не хотелось бы делать им хотя бы косвенную рекламу… Да, кино бывает провокационным, и некоторые провокационные фильмы даже содержат вертикаль… Но после них остаётся тяжёлое, горькое послевкусие. А фильм после себя должен оставлять послевкусие прекрасное. Он должен освещать душу, наполнять её светом. Если же он оставляет после себя мрак — значит, это от лукавого. К сожалению, сейчас создаётся всё больше и больше именно такого кино. А некоторые современные фильмы вообще не оставляют послевкусия: посмотрел этот фильм и тотчас всё забыл. Зачем такое кино вообще смотреть? Это не произведение искусства. К настоящему произведению искусства ты возвращаешься постоянно. Достоевского, допустим, мы читаем всю свою жизнь… И так все великие авторы. Вот Гоголь! Гоголем нужно постоянно проверять себя: насколько ты сейчас состоятелен как личность, насколько ты живой, насколько ты ещё ребёнок. Сказано же: «Будьте как дети». А ведь детскость — это показатель того, что я не фарисей! Фарисейство — оно исключает детскость. И некоторые нынешние фильмы уже не содержат в себе детскости. Чего не скажешь о лучших образцах советского кинематографа: он был чистым! Сейчас чистое кино уходит в Лету. Взять таких талантливых авторов, как Андрей Звягинцев… Сначала я думал: «Какой у нас появился замечательный режиссёр!» Первые два фильма можно было разбирать с огромной пользой для души… А потом — не знаю, что случилось! То ли сказалась нацеленность Звягинцева на фестивальное кино — а на международных фестивалях заведомо установлено, что российское кино непременно должно содержать чернушные мотивы… Не знаю, но поздние фильмы Звягинцева смотреть уже не надо. А что сейчас в кинотеатрах показывают? В основном это, честно говоря, сатанизм. Просто ужас! Это никоим образом нельзя назвать искусством.

Вы, отец Игорь, так интересно рассказываете о кино, о ваших любимых фильмах… Я уверен, что, прочитав наше интервью, многие петербуржцы захотят стать членами вашего клуба. А как быть с теми нашими читателями, которые живут далеко от Петербурга? Они могут начать изучение кино самостоятельно? И в таком случае с каких фильмов им лучше всего начать, чтобы, так сказать, не сломать зубы о слишком сложные произведения?  

Разумеется, есть серьёзные авторские фильмы, которые можно смотреть, не боясь искушения. Зайдите на наш сайт «Школа радости» — там вы найдёте мои рецензии на эти картины и сами выберете, что вам ближе. Они все замечательные, они все настоящие. Могу прямо сейчас перечислить некоторые из них. Это «Пятая печать» — фильм венгерского режиссёра Золтана Фабри, великолепная картина о том, как во времена фашистского режима несколько простых людей были поставлены перед страшным нравственным выбором: остаться чистыми или ценой своего падения спасти близких. Это фильм «Восхождение» Ларисы Шепитько — фильм о белорусских партизанах, но говорит он намного больше, чем только о военной истории. Есть фильмы датского режиссёра Дрейера — «Страсти Жанны д’Арк» и «Слово», которые чрезвычайно понравились всем членам нашего клуба. Есть несравненная «Дорога» Федерико Феллини — фильм о двух странствующих артистах… Это такие фильмы, которые невозможно смотреть по одному разу: ты должен обращаться к таким фильмам постоянно, потому что они настолько прекрасны, настолько цельны… Могу назвать и фильм Теренса Малика «Древо жизни» 2010 года — один из потрясающих примеров современного кино, глубочайший и красивейший. Эти фильмы можно смотреть, не опасаясь, что чего-то не поймёшь в их сюжете. И они не дают мрачного послевкусия, но призывают к углублённому раздумью, обращаются к душе, к разуму. Если человек, посмотрев эти фильмы, поймёт, что они ему нравятся, мы с удовольствием примем его в своём клубе, чтобы вместе с ним пытаться понять, как нужно смотреть кино в Церкви. Ведь мы — церковный организм, мы должны и Евангелие читать, и обращаться к искусству совместно, соборно.

Вопросы задавал Павел ГОРЕЛОВ

предыдущая    следующая