Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

БЫЛИНКА О ЖИЗНИ И СМЕРТИ АЛЕКСАНДРА РАКОВА

…Смерть человека многое впервые раскрывает нам о нём, а также о том, какое место он занимал в нашей жизни. Как видно, в Александре Григорьевиче я нашла друга и брата и, сама того не сознавая, надеялась в крайнем случае опереться на его плечо. Думаю, в этом я была не одинока: на многие беды он горячо и мгновенно откликался. При всех сложностях нынешней жизни ему нередко удавалось кому-то помочь. Об этом, в частности, свидетельствуют благодарные письма в газету. Под суровой, для кого-то неудобной, а для кого-то даже невыносимой оболочкой скрывалось золотое сердце.

Радость — это жизнь другую
Уберечь, не погубить,
Сделать больше, чем могу я,
Чтобы ближе к Богу жить…

Александр Раков

В одном из наших последних телефонных разговоров он, как это часто бывало, особенно в последнее время, горячо и откровенно каялся, и в его интонациях были и стон, и слёзы (у него всё происходило на пределе, по максимуму). При этом во всех сердечных излияниях и сокрушениях Александра Григорьевича было что-то детски непосредственное, чистое. Он, как видно, вполне омыл, приготовил душу трудом покаяния, предполагающим честность, постоянство и беспощадность к себе.

По мере того как приходили сведения об обстоятельствах его кончины, на сердце становилось всё спокойнее и светлее. А потом раздался звонок. Я посмотрела в телефон, и сердце дрогнуло от неожиданности: «Раков».

Это с его номера позвонила Валерия Михайловна, жена, — чудесный, умный, сильный и скромный человек (как-то трудно пока назвать её вдовою). Александр Григорьевич считал, что Бог её послал ему во спасение и помощь. Конечно, крепко связанные Божьим Промыслом супруги в то же время оставались индивидуально очень различными людьми, однако они были безусловно похожи в одном, главном: оба — настоящие (другого, лучшего слова не подберу). В обоих не найти ни тени лукавства.

Валерия Михайловна подтвердила некоторые дошедшие до меня свидетельства о кончине Александра Григорьевича… Я вспомнила, что в тот воскресный день в Евангельском чтении за Божественной литургией прозвучала притча о талантах. Это было, как представляется, промыслительное и наилучшее подведение итога жизни Александра Григорьевича, ибо он, согласитесь, во много раз приумножил дарованные ему таланты и принес Господу обильнейшие плоды. Он очень торопился, понимая, что «дни лукавы суть» — и ведь сколько успел!

Прежде всего, в течение многих лет он нёс тяжелый крест главного редактора замечательно живой и тематически разнообразной, по-настоящему интересной и востребованной газеты «Православный Санкт-Петербург».

Её рождение благословил приснопамятный митрополит Иоанн (Снычёв). При всех перипетиях времени и усилиях «видимых и невидимых враг» газета выстояла, во многом благодаря мужеству и подвижническим усилиям своего редактора и, конечно, таким молитвенникам, как почивший Владыка Иоанн и, слава Богу, ныне здравствующий духовник А.Г. Ракова батюшка Иоанн Миронов, неизменно называвший его «Сашенька». Имя это действительно очень подходило детски непосредственной, открытой, неугомонной и пытливой душе духовного чада.

Александр Раков принадлежал к послевоенному поколению детей Победы. Это поколение обладает, как приходилось не раз убеждаться, редкими неистребимыми качествами внутренней независимости и безкомпромиссной честности. Сражаясь за Россию на передовой невидимого духовного фронта, Александр Григорьевич оказался достойным сыном своего отца-фронтовика, а также достойным носителем своего имени, означающего «защитник людей»…

Радость — это с бесом битва,
В ней ты должен побеждать.

Александр Раков

А.Г. Раков проявил себя не только как опытный и честный журналист, до крови сражавшийся за Православную веру и Отечество, но и как одарённый писатель, который создал оригинальный литературный жанр «былинок». Жанру было дано такое неакадемичное, но точное название, поскольку «былинки» непритязательны, невелики и легки для чтения. «Былинки» — не былины, но они непосредственно связаны с былью сердца, совести и ума, а также с вечной сутью бытия, его насущными заботами, тревогами, его радостными и скорбными мгновениями. «Былинки» — жанр синтетический: авторская проза, порой философская, порой публицистическая, порой лирическая, порой исповедальная, зачастую иллюстрируется фотографиями и всегда словно возносится ввысь стихотворными строками известных и мало известных поэтов. Их имена, как и сотни, тысячи других, Александр Григорьевич спас от забвения, возродил и увековечил в двух томах антологии современной русской поэзии. В этом проявилось глубоко укорененное в авторе чувство православной соборности.

Характерно, что под самый конец земной жизни А.Г. Раков собрал, но не успел издать книгу былинок о животных, которую передал через меня Татьяне Горичевой, известной защитнице наших меньших братьев, сумевшей дать философское истолкование их значения для пробуждения нашей совести и спасения наших заблудившихся душ, гибнущих и губящих живое.

Александр Григорьевич, в отличие от многих из нас, давно и серьезно готовился к переходу в вечность. И Господь послал ему легкую, благую, стремительную смерть — он именно «преставился», мгновенно переступил порог в иную жизнь. В гробу он казался спокойно и мирно спящим — просто отдыхающим от земных трудов.

Конец венчает дело. В одном из последних номеров «Православного Петербурга» можно найти строки стихотворения А. Ракова «Я долго шёл пустыней томной…», которые сегодня воспринимаются уже символически, как образ завершения земного бытия и встречи автора со взыскуемым Градом, Небесным Царством:

Был долог путь. Вдали мелькнула
Святыни-города стена,
И Духом Божиим задуло,
Согнулась до земли спина.

Я испугался — кровь застынет,
И в Храм Господень полетел.
Благой Господь, Ты до Святыни
Меня довел, как я хотел.

Александр Раков (†2018)

 

Ольга СОКУРОВА,

доктор культурологии, доцент СПбГУ

предыдущая    следующая