Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Читая Писание

ОГОРОДНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Не был на даче целую неделю и вот, вернувшись, первым делом увидел, как заросли огуречные грядки. Ужас! А ведь, уезжая, тщательно пропололи их, — откуда же снова понаросло? И такие высокие сорняки стоят — издалека видно.

В сильном негодовании подбежал к грядке, ухватил самый высокий сорняк за верхушку, дёрнул…

И вместе с сорняком выдернул несколько огуречных плетей. Огурцы-то оплели сорняк своими усиками, а я не подумал, что надо сперва распутать эти хитросплетения. Хотел сделать для огурцов нечто полезное, а сам погубил их. И вот стою теперь с длиннющим сорняком в руках, от которого тянутся вырванные с корнем огуречные плети, и невольно вспоминаю Евангелие — притчу о плевелах…

«…Когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы… Рабы домовладыки сказали ему: господин!.. хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою» (Мф.13,26—30).

Что бы мне вспомнить эти слова минутой раньше!..

Вот прекрасный пример того, как полезно устроять свою жизнь по Евангелию, — даже в огороде не стоит забывать Слово Божие.

А с другой стороны, оглядываясь на наше человеческое поле или, если хотите, на нашу людскую грядку, что мы видим?

За сорняками, за плевелами, не видно полезных плодов. Плевелы высятся гордо, подставляют солнцу цветы и листья, властно загораживают свет от этих скромных, стелющихся по земле плодоносных растений… Плевелы занимают жизненное пространство и ввысь и вглубь, их корни сильны и жадны, и если ты захочешь разделаться с такой зловредной корневой системой, с этими захватчиками и грабителями, то они не уйдут, не захватив с собой несколько ценных для огородника побегов.

И конечно, они, эти плевелы, уверены, что грядка раскопана именно для них, — а как же иначе?

Я, конечно, говорю сейчас о людской грядке, и всякий, кто хоть раз бросал на неё даже беглый взор, согласится: всё так и есть. Но мы теперь вернёмся к притче и обратим внимание вот на что: запрещая работникам убирать плевелы, хозяин поля как будто бы не заботится о том, чтобы его пшеница росла без помех, чтобы ей всегда хватало и земли, и дождевой воды, и солнца. Не лучше ли всё же вырвать плевелы с корнем — пусть отдельные пшеничные колосья от этого пострадают, зато остальные будут расти лучше, и их рост восполнит убытки!

В конце концов, кто же скажет огороднику: «Да не пропалывай ты свои грядки! Вот наступит время сбора урожая, тогда-то и уберёшь всё разом — и осот, и лебеду, и мокрицу, — и огурцы, конечно». Славный бы это был совет! Если последовать ему, то никаких огурцов не дождёшься, ничего, кроме плевелов, снимать с грядки не придётся!

Да, это так. Но тут надо просто вспомнить, что слова Господни были обращены не к огородникам и не к хлеборобам.

Вот мы говорили о людской грядке, где за сорняками не разглядеть полезных растений. Хорошо, а мы-то сами кто в таком случае? Огурцы? Морковь? Свёкла? Или осот да лебеда? Мы можем, не кривя душой, зачислить себя в «культурные посадки»? Или иначе: мы можем с безмятежной уверенностью утверждать, что этот — по нашему разумению — сорняк никогда не принесёт доброго плода?

Это только в людских огородах на крапиве не растут помидоры, а в Божием поле всякое бывает: злой, колючий репейник, глушивший и изводивший ценные культуры, вдруг сам расцветает дивными цветами и сладкими духовными плодами (вспомним историю Савла—Павла); жадный осот, высасывавший своими разветвлёнными корнями все питательные вещества из земли, сам начинает кормить грядку (история мытаря Закхея). А случается, увы, и нечто противоположное: доброе растение, посаженное в хорошую почву, неожиданно покрывается колючками и забирает влагу от прочих посадок (история Анании и Сапфиры). Я здесь привожу ссылки на всем известные евангельские истории, но кто из нас не видал и в жизни чего-то подобного?

Вот и представьте себе теперь, что случилось бы, если бы некий заботливый работник заблаговременно выполол с духовного поля такие негодные плевелы, как, например:

— гонитель апостолов, фанатичный фарисей Савл;

— или римский полицейский чиновник Адриан, подписывавший смертные приговоры христианам;

— или потерявшая всякий стыд египетская развратница по имени Мария;

— или африканский бандит с большой дороги, известный позже как Моисей Мурин;

— или злостный язычник, многоженец, любитель кровавых битв — киевский князь Владимир?

Простите, а мы-то сами как оказались на заботливо ухоженной грядке? Откуда мы сюда пришли? За какие такие заслуги нас сюда пересадили? А может быть, нас следовало бы выполоть в своё время, чтобы не мешали расти добрым колосьям?

Может, и следовало, — да ведь не выпололи же! Значит, кто-то поверил, что наша крапивная натура сможет некогда обернуться флоксовым нежным благоуханием.

Как говорится в русском языке, «конец — делу венец»; и в конце этом, во время жатвы, никто не спросит, лебедой мы были изначально рождены или пшеницей, — будут смотреть на то, в каком виде мы встречаем жнецов, что предложим им: колючки, шипы, безплодные ветви или сладкие, прекрасные плоды.

Об этом, кстати, говорит другой евангельский рассказ, — рассказ о засохшей смоковнице. Вот ведь, не плевелы какие-нибудь, а хорошее дерево, на котором росли когда-то чудные смоквы… И что же с ним стало, — с ним, не давшим плода к приходу Господа?

Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая