Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

14 октября — Покров Пресвятой Богородицы

ВЕЛИКОЕ ПРЕДСТОЯНИЕ

Покров Божией Матери. Если вы имеете представление о богослужебном уставе, то можете обратить внимание на то, что богослужение в день Покрова, построение этой службы не отличается чем-то особенным. Ведь церковный устав для всех общий: и в Греции такой же устав, и в Сербии, и в России. Но только Русская Церковь так торжествует в этот день. Почему же так важен для нас Покров? Размышляет настоятель храма прп.Серафима Саровского в пос.Песочный протоиерей Игорь ФИЛИН.

У слова «Покров» тот же корень, что и у слова «покровитель». Покровитель — это тот, кто, находясь на высоте положения, занимая ответственный пост или обладая особым уважением и почётом от других людей, помогает нам устроить свою жизнь. А большей Покровительницы, чем Матерь Божия, мы найти не сможем.

Вот мы своё молитвенное правило — утреннее, вечернее, любое — начинаем с молитвы «Царю Небесный!..» Так обращаемся мы ко Святому Духу, ко Святой Троице. Но и Богородицу мы называем Царицей Небесной. Почему? Потому что Бог воплотился, т.е. приобрёл плоть, и эту плоть произволением Божиим Ему дала Пречистая Дева Мария, Богородица. Таким образом, Она самым теснейшим образом — теснее даже трудно представить — связана с воплощением Божества. Мы даже говорим: «Бога плотию родила». Ближе Неё ко Христу нет никого из рода человеческого. И теперь через плоть Христову и мы имеем к Нему отношение. Но между Ним и нами находится Та, Которая родила Его. Поэтому перед Богом самый высший наш Ходатай и Покровитель — Матерь Божия. Она — первая среди святых, Она — честнейшая Херувим и славнейшая без сравнения Серафим.

Но вот вопрос: а нуждаемся ли мы в покровительстве? Может быть, нам и так хорошо? Может быть, мы и так во всём преуспеваем? Но давайте спросим любого человека: всем ли он доволен? И я уверен, что мы не найдём ни одного, кто скажет, что он доволен всем. Да, кто-то, может быть, скажет: «У меня всё хорошо!» Но стоит его порасспросить подробнее, как тут же окажется, что это он только так говорит — может быть, чтобы потщеславиться, а может — чтобы не огорчать других. Но при внимательном рассмотрении своей жизни он, конечно, найдёт то, что его не удовлетворяет: здоровье, например, или взаимоотношения с близкими, в семье, с сослуживцами. Его не удовлетворяет положение в государстве, в котором он живёт, производственные отношения, невзгоды житейские, обиды. Словом, что-то не нравится… Погода, в конце концов, не нравится — дождь идёт!

Итак, у нас всегда есть что-то, что нам не по душе. То есть мы всегда нуждаемся в исправлении чего-то. И речь, конечно, идёт не о погоде — это уж самое ничтожное (если, конечно, у тебя есть кров над головой; когда крова нет, одежды нет и нечего есть, то дождь, и холод, и снег — это тяжёлые испытания для человека). Выходит, мы нуждаемся в покровительстве, мы нуждаемся в помощи свыше.

Ну а если мы с вами христиане, если мы с вами смотрим в душу свою, в сердце, если мы пытаемся замечать, чем занят наш ум, рассудок, то тут совсем уж впору прийти в отчаяние. Ибо чем больше ты знаешь о Боге, тем больше видишь своё недостоинство. Чем более ты пытаешься исполнить заповедь, тем яснее видишь, как согрешаешь, преступая её. Так нам ли надеяться на самих себя? Потому Бог и воплотился, что человек сам по себе не может вернуть себе того первозданного состояния богоподобия, которое он имел. Мёртвый, лежащий во гробе, не может сам себя воскресить. А мы являемся в духовном смысле такими же мертвецами и сами воскресить себя не можем. Мы можем быть воскрешены только силою Христовою. И потому прибегаем к Матери Спасителя — с верою, надеждою, слезами покаяния и горячею молитвою. Вот почему русский народ так радостно и широко празднует Покров Матери Божией, вот почему столько храмов и монастырей Покрова Божией Матери на Руси. Русский человек всегда понимал: без покровительства Пресвятой Богородицы невозможно жить!

Само празднование Покрова на чём основывается? Жителей византийской столицы, Константинополя, атаковали враги. И народ, видя, что нет никаких сил человеческих, чтобы противостать вражеской армии, прибегает к последнему средству: молится Божией Матери. Ещё раз напомню: во время литии хор сперва сорок, а потом пятьдесят раз поёт: «Господи, помилуй!» — Зачем? А это как раз с того богослужения во Влахернской церкви перед иконой Божией Матери ведётся. Ужас был такой, что люди вопили во время богослужения: «Господи, помилуй! Господи, помилуй!! Господи, помилуй!!! Сейчас придут ведь и зарежут! В рабство повлекут, издеваться будут, и муку мученическую придётся принимать всю жизнь. А ведь я христианин, я знаю, что это по грехам моим: и здесь попустил, и там расслабился, и делал не то, что надо… И вот она пришла — кара Божия». Куда бежать? К Матери Божией, к Заступнице человеков пред Господом! Она — человек, Она может понять нашу немощь, когда мы вроде умом и веруем, а делами отрекаемся от Христа. И умолили Её. Враг отступил... Казалось бы, какое нам дело до древней Византии, когда уже не одно столетие прошло с тех времён?! Да чтобы знали мы о заступничестве Богородицы.

А чтобы могли мы быть уверены в Её скорой помощи, блж.Андрею и открывается удивительная, сверхъестественная картина — такая, что когда Андрей спросил своего ученика: «Ты видишь?..» — он ответил: «Вижу! И ужасаюсь…» Что увидел он? Царицу Небесную в окружении ангельских чинов и сонма святых, которые взывали ко Господу, молили Его о прощении грешников, о прощении той части Церкви, которая ещё пребывает во тьме. И это зрелище было ужасным. А явлено сие зрелище было для того, чтобы грешный человек знал и помнил, что всё это существует, существовало всегда и будет существовать вечно. Что мир вечный, мир Божественный связан с нашим миром, хотя и отпадшим, хотя и грешным. А Пресвятая Дева является таким удивительным Существом, Которое соединяет мир ангельский, духовный, и мир земной.

Мне хотелось бы, чтобы мы с вами осмыслили это великое предстояние, явленное во Влахернской церкви: в храме Божием молится народ грешный, а на Небесах молятся праведники. Вот она — Церковь, которая была явлена св.Андрею. Он увидел это единство.

И ныне нам не возопить ли о том же, о чём вопили они ко Пресвятой Богородице, видя, что нет у нас в Отечестве правды, нет у нас покоя? Но множество есть врагов, которые хотят сжить нас со света, нас и детей наших... Так вот, возлюбленные, одна у нас защита — это Бог, и одна у нас Предстательница пред Ним — Матерь Божия. Потому и молимся, чтобы не оставила нас, христиан, всех Неложная Хранительница.

Записала Ирина СИБИРЯКОВА

предыдущая    следующая