Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Имеющий уши...

ПОУЧЕНИЕ О ПОСЛЕДНИХ ВРЕМЕНАХ

Преподобный Антоний Великий писал: «Настанет некогда время, и человеки вознедугуют. Увидев не подверженного общей болезни, восстанут на него, говоря: ты по преимуществу находишься в недуге, потому что ты не подобен нам». Как понимать слова преподобного, объясняет известный московский священник, служащий в храме Воскресения Словущего, протоиерей Андрей ТКАЧЁВ.

Речь идёт о временах, когда грех примется за норму, безгрешие — за извращение и опасную болезнь. О временах, когда люди будут активно вовлекать в грех всеми способами и средствами. Малое число людей, не желающих грешить, будут признаны больными, потому что не будут похожи на большинство. Давайте сегодня разберёмся с этим большинством.

Итак, мы живём в государствах с победившей демократической процедурой. То есть на выборах побеждает большинство. Перевес всего в один голос, в один процент — всё равно большинство, которое считает, что имеет мандат на истину. И все остальные должны покориться этому победившему большинству... Но, быть может, это правильно? Ну подумайте, может ли один человек быть прав, а большинст-во — не правы? Может!

Да, может, и пример тому — Ной. Вы только представьте себе эту картинку: Ной строил несуразный деревянный ящик огромного размера, вдалеке от морей и океанов, в горах! Да ещё говорил при этом, что будет потоп и люди погибнут. Он предлагал: если хочешь — помогай, если желаешь — зайди со мной в этот ковчег, и поплывём, и спасёмся. Ной был предметом пререканий и насмешек. Но он не слушал глупых людей, а вместе с сыновьями строил свой ковчег спасения. Странный ящик — без паруса, без руля, без киля, без ветрил. Без ничего... 120 лет занимались они, по мнению большинства, ерундой. Но когда небо потемнело, ударил гром и воды хлынули как из ведра на грешную землю, когда в ковчег вошли все, кто должен был войти, и дверь закрылась... смех закончился. Пришло прозрение, но было уже поздно.

Да, дорогие мои братья и сёстры во Христе, один человек может быть прав. А большинство, победившее по демократической процедуре, может быть неправо по метафизике.

Помню, в юности слушал интервью с Максимовым — русским писателем-прозаиком, эмигрантом. Мы тогда жили все в плену иллюзий о том, что демократия —
это хорошо. А он говорит: демократия — это победа большинства, но не победа лучшего. Он горячо доказывал, что лучшее —
это удел меньшинства. Что меньшее число людей справедливы, целомудренны, верны, мужественны, воздержанны, благородны в своих намерениях. А вся остальная масса жаждет хлеба, зрелищ, красивой и желательно беззаботной жизни.

Преподобный Антоний говорил о странных и страшных временах, когда заблудшее большинство будет преследовать нормальное меньшинство… сидя в пустыне. Понимаете, он не был аналитиком, или психологом, или политиком. Он просто и усердно молился Богу, и Бог открывал ему будущее.

И разве он был не прав? Разве не происходит сейчас то, о чём предупреждал святой угодник Божий? Ты хочешь жить со своей женой — единственной для тебя на всём белом свете умницей и красавицей. Над тобой смеются, тебе говорят, что сейчас принято жить со многими, в этом нет ничего страшного — все так делают. Нас таких много, и мы правы, потому что нас большинство. Что ты вцепился в свою благоверную?.. Подружки-блудницы уговаривают девушку сделать аборт: «Зачем тебе сейчас ребёнок? Не время, погуляй ещё, поживи для себя. Нечего стыдиться и бояться, это ещё не человек, а так — зародыш». Женщине в годах товарки нашёптывают: «Заведи себе молодого любовника, чтоб помолодеть, чтоб кожа была лучше, да вообще для здоровья полезно. Не хочешь? Ну, ты просто тёмная дура. Делай, как мы, нас много, мы знаем, как жить и брать от жизни всё». А почему не советуют честно замуж выйти, семью создать, детей рожать и растить? Почему не думают о том, что за всё, когда придёт время, придётся перед Господом ответ держать?

Я могу много привести примеров — жутких, — касающихся и крови, и денег, и душ, и тел человеческих, и смертей, и воскресений, и болезней, и выздоровлений. Когда люди, сошедшие с ума, тычут в тебя пальцем и говорят: «Ты больной, ты не хочешь делать так, как все. Ты не похож на нас». Спрашиваю: «За что называете меня больным? За то, что я отдаю ползарплаты нуждающимся? Или потому, что я в воскресенье в церковь иду молиться? Или потому, что не хочу жене изменять? Или потому, что не бросил на произвол судьбы своего ребёнка, а сам его воспитываю и люблю?» Смеются, говорят: «Мы хотя бы для удовольствия живём, а ты для чего? Состаришься, вспомнить будет нечего». Но это большинство что вспомнит? Обманутых женщин, брошенных детей, безпробудную пьянку? Горькие, полынные это воспоминания...

И ведь об этом нас предупреждал ещё в IV веке прп.Антоний Великий. Как будто побывал у нас в России, или где-нибудь на Манхэттене, или в Сохо английском, или где-нибудь ещё. Поэтому не бойтесь за правду казаться нечестивому большинству глупцами. А если есть страх, то слаба вера ваша. Надо радоваться, когда вас ругают нечестивцы, осмеивают злодеи, ибо для православного христианина это самая лучшая похвала.

Подготовила Дарья НИКОЛИНА

предыдущая    следующая