Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Святые отцы учат…

ИЗВЕЛА МЕНЯ КРУЧИНА!..

Трудно сказать, какой грех в наше время наиболее распространён, наиболее опасен. Блуд? Возможно. Сребролюбие? Весьма вероятно! Властолюбие? чревоугодие? Конечно, да. Гордыня? С этим и не поспоришь… Да, наверное, так всегда бывало: все грехи разом одолевали удобопреклонное ко греху человечество.

Но поговорим сегодня об унынии. Вернее, не поговорим, а послушаем, что говорят о нём святые отцы. Почему об унынии? Согласитесь: оно сейчас разлито в воздухе — настал момент такой… Вчера ещё на что-то надеялись, ждали с радостью скорого прихода каких-то благотворных изменений, — теперь все видят, что ждать придётся ещё долго… Впрочем, довольно об этом. Послушаем лучше святых отцов.

О греховной печали говорил ещё в ветхозаветные времена премудрый Иисус, сын Сирахов:

«…Печаль многих убила, а пользы в ней нет» (Сир.30,25).

Заметьте: не просто навредила, но убила! В Библии слова на ветер не бросаются — надо, стало быть, прислушаться к древнему мудрецу.

Но вот наши православные отцы древних времён — вот что они говорят:

— Преподобный Ефрем Сирин: «Сатана злоумышленно старается опечалить многих, чтобы и отчаянием ввергнуть их в геенну».

Преподобный авва Исаия: «Бесы наводят на душу уныние в предположении, не истощится ли её терпение в продолжительном ожидании милости Божией, не покинет ли она самого жительства по Богу, признав его невыносимо трудным. Но если будут в нас любовь, терпение и воздержание, демоны не преуспеют ни в каком своём намерении… Предаваясь унынию, мы непременно делаемся предателями самих себя. Мужественное сердце помогает душе по Богу, а уныние помогает всему злому».

Вот мудрое, очень полезное для нас наблюдение многоопытного прп. Иоанна Лествичника. Это важно знать!

— Узнал я, что бес уныния предшествует бесу блуда и уготовляет ему путь, чтобы, совсем расслабив и погрузив в сон тело, дать возможность бесу блуда производить, как наяву, осквернения.

Великий учитель вселенский свт. Иоанн Златоуст тоже возвышал голос против этого греха:

— Как воры при наступлении ночи, погасив огонь, легко могут и похитить имущество, и умертвить владельцев его, так и диавол, вместо ночи и мрака наведя уныние, старается похитить все охраняющие помыслы, чтобы душе, лишённой их и безпомощной, нанести безчисленные раны.

И ещё Златоуст предостерегает нас:

— Не станем отчаиваться, но и не будем совершенно безпечны: то и другое пагубно. Отчаяние не позволяет встать лежащему, а от безпечности падает и стоящий.

Выходит, что, борясь с унынием, не следует впадать в противоположную крайность! А нам ведь так свойственно такое рассуждение: коли вредно много плакать, так давайте же хохотать без умолку!

А вот слова древнерусского святого, великого нестяжателя прп. Нила Сорского:

— Если возобладает нами уныние, то душе предлежит великий подвиг. Лют сей дух — дух уныния; а совокупляясь с духом скорби и чрез него подкрепляясь, он становится лютее и тягостнее.

Выходит, одолеть уныние не так-то просто: тут требуется великий подвиг… Размышляя об этом, невольно начнёшь унывать. Но тут полезно будет вспомнить духовный опыт одного старинного русского праведника. Примерно в те же времена, когда подвизался прп. Серафим Саровский, жил в Брянской Белобережной пустыни премудрый старец архимандрит Моисей (1772—1848). Он отличался тем, что никогда ни о чём не скорбел, всегда бывал весел и учеников наставлял не скорбеть ни о чём — даже о собственных грехах! — говоря: «Не должно много скорбеть, ибо от этого бывает уныние, а от уныния каких только бед не случается! Многие скорбят и сами не знают о чём, — понапрасну. Если человек будет предаваться воле Божией, то не будет о чём-либо мимоходящем много скорбеть, и будет у него всегда вид весёлый». И тут же приводил слова царя Соломона: «Весёлое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости» (Притч.17,22).

А великие Оптинские старцы учили так:

— Уныние значит та же лень, только хуже. От уныния и телом ослабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молиться, в церковь ходишь с небрежением, и весь человек ослабевает.

Замечательный подвижник ХХ века игумен Никон (Воробьёв) предостерёг тех, кто воображает, будто своим кислым видом он угождает Господу:

— Излишне сокрушаться и доходить до отчаяния — это не признак смирения, а гордости.

И завершим эту подборку изречений словами нашего великого современника, старца о. Иоанна (Крестьянкина). Он указывал на такую греховную цепочку, своего рода адскую «лествицу», ведущую в преисподнюю:

— Первое, в центре, — самодовольство, рядом с ним — самонадеянность и самоуверенность, вслед за ними — леность, за леностью — безмолитвенность, за безмолитвенностью идёт нераскаянность, далее — неблагодарность, равнодушие, уныние, больше всего нужно бояться духа уныния. И выгонять уныние приходится очень долго, если оно уже подобралось или приобрелось, то, как правило, лет семь (условно) уйдёт на выздоровление.

Ты унываешь потому, что хочется тебе без труда взлететь на крыльях праведности, а крыльев-то ещё нет, учиться же ходить по земле по-христиански, смиренно каждый день разглядывая себя во всей своей немощи, — на это нет ни терпения, ни желания. А ведь иного пути нет. Недаром же святые отцы говорят, что тот, кто научился видеть свои грехи и молиться об исправлении, больше того, кто даже может мёртвых воскрешать.

предыдущая    следующая