Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

Ильин день — 2 августа

«И ПОНЁССЯ В ВИХРЕ НА НЕБО…»

Почему из всех ветхозаветных пророков больше всех полюбился на Руси пророк Илия? Потому ли, что Библия рассказывает о нём столько чудесного? Но пророк Даниил тоже совершал удивительные чудеса. Потому, что Илия взлетел на небо в огненной колеснице (и, по народным верованиям, до сих пор на ней ездит)? А пророк Иона три дня жил во чреве китовом — это тоже ведь поразительно! А пророку Иезекиилю являлись такие неописуемые видения!

Нет, дело, видимо, не в чудесах…

Помню, как побывал однажды в храме св.вмч. Георгия Победоносца в псковской деревне под названием Камно. (Все, кто паломничают по псковским краям, хорошо эту деревню знают.) Есть там старинная икона Ильи Пророка — мне она так понравилась, что не могу её забыть. Очень-очень простая — без огненных колесниц, без прочих чудес… Сидит старик — высокий, крепкий, — сидит, очень по-русски подперев щёку ладошкой… Печальный, мудрый, добрый… Вот и всё, и ничего больше. Вот таким и видела Россия пророка Илию — своим, родным, заботливым, печалующимся о народе. По духу — родным братом Святителю Николаю. Почему такое отношение к нему у нас образовалось? В Писании он выглядит скорее суровым, даже грозным: а ну-ка, 450 человек, жрецов Вааловых, разом перебито по его повелению! Хоть они и жрецы, а всё-таки и нам страшновато подступать к такому ярому ревнителю! А вот Россия подступала, не боялась, — шла с любовью и получала любовь.

Много ли вы знаете храмов в честь персонажей Ветхого Завета? А Ильинские храмы повсюду. Что там говорить: все знают, что и первый храм христианский в Киеве был именно Ильинским… Пришёл Илья на Русь, осмотрелся не спеша — и сокрушил идольских жрецов. И чтобы закрепить победу, заслонил собою главного идола — Перуна, затмил его в народном сознании, сам принял некие атрибуты громовержца.

Не знаю уж, как это соотносится с правильным, научным богословием, но во время грозы мне почему-то нравится думать, что молнии не просто так бьют, — это Илья-Пророк ими бесов убивает. Так наши предки думали — может быть, и ошибались, а может быть, и нет, кто знает? Но ведь и само Писание говорит, что пророк был вознесён на небо не просто некой незримой силой, но в огненной колеснице… Колесница, она в те времена для боя предназначалась и, следовательно, предполагала наличие и боевых коней, и оружия…

Пророку Илье суждено трижды побывать на земле. Два раза он уже был: в первый раз — в дни своей земной жизни. Второй раз — когда он вместе с Моисеем был призван Господом на гору Фавор, чтобы стать свидетелем Его Преображения. Святитель Иоанн Златоуст по этому поводу очень тонко подметил: Господь призывает на Фавор двух пророков: одного умершего — Моисея, второго — не вкусившего смерти, Илию. Этим Христос как бы показывает, что Он господин и жизни, и смерти. Тут можно вот что ещё заметить: и Моисей, и Илья в земные свои дни очень близко общались с Господом — Моисей — на горе Синай, Илия — на горе Хорив. И как же различны были два этих образа Богообщения! У Моисея: «На третий день, при наступлении утра, были громы и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный… Гора же Синай вся дымилась оттого, что Господь сошёл на неё в огне; и восходил от неё дым, как дым из печи, и вся гора сильно колебалась; и звук трубный становился сильнее и сильнее» (Исх.19,16—19). Тут описан целый катаклизм!.. А у Илии всё было иначе, — и не просто иначе, а как отрицание всякого катаклизма, всякого внешнего эффекта: «…и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь; после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра, и там Господь» (3Цар.19,11—12).

То есть на Фаворе сошлись не просто два пророка, но два различных образа Богообщения: одно — через трепет и страх Божий, и второе — через напряжённое внимание, через обострение всех чувств, ведь тихий ветер (а в славянской Библии ещё точнее: «глас хлада тонка») можно ощутить, только обратившись всем существом во внимание… И, поскольку и Моисей и Илья равно почитаются в Церкви, следовательно, и опыты их Богообщения равноценны: можно познавать Бога, приходя в трепет перед Его величием, а можно искать Его след в тончайших, едва уловимых оттенках бытия.

Вот что можно сказать о втором явлении на землю пророка Илии. Третье же явление ещё не состоялось, но оно, как известно, произойдёт в последние дни человеческой истории.

Как это случится? Все, читавшие Откровение, знают это. Однажды два пророка придут на землю с небес, куда они были взяты живыми, — Илия и Енох, — появятся среди большого современного города и начнут проповедовать. Представьте себе это: двое, пришедших из глубокой древности, посреди современной толпы!.. Что им, летавшим на огненных колесницах, наши автомобили, самолёты, весь наш убогий прогресс? Они попросту не замечают его. Они видят людей, которых ещё можно спасти, и видят тех, кто отказался от спасения. Они являют свою силу так же решительно, как являл её Илья во времена царя Ахава: «И если кто захочет их обидеть, то огонь выйдет из уст их и пожрёт врагов их; если кто захочет их обидеть, тому надлежит быть убиту. Они имеют власть затворить небо, чтобы не шёл дождь на землю во дни пророчествования их, и имеют власть над водами, превращать их в кровь, и поражать землю всякою язвою, когда только захотят» (Откр.11,5—6). Три с половиной года продолжится их проповедь, и так она будет болезненна, так нестерпима для предавшихся злу, что когда зверь-антихрист всё-таки убьёт и Илью, и Еноха, люди от радости начнут поздравлять друг друга: наконец-то им снова можно грешить, не терзаясь совестью!.. «Но после трёх дней с половиною вошёл в них дух жизни от Бога, и они оба стали на ноги свои; и великий страх напал на тех, которые смотрели на них. И услышали они с неба громкий голос, говоривший им: взойдите сюда. И они взошли на небо на облаке; и смотрели на них враги их. И в тот же час произошло великое землетрясение, и десятая часть города пала, и погибло при землетрясении семь тысяч имён человеческих; и прочие объяты были страхом и воздали славу Богу небесному». (Откр.11,11—13).

Нетрудно понять, что тридневное воскресение небесных посланцев замыслено именно для того, чтобы показать безбожникам истину тридневного Воскресения Христова.

Три с половиной года продлится проповедь Илии и Еноха, — но три с половиной года продлится и царство антихриста, и нет указаний на то, что зверь будет сокрушён немедленно после вознесения воскресших пророков. Следовательно, Илия и Енох придут прежде воцарения зверя…

Глупую вещь скажу сейчас… С одной стороны, — нет, совершенно не хочется дожить до времён антихристовых. А с другой стороны, жалко, что не придётся увидеть эту великую и страшную проповедь двух Древних. Не из-за знамений, которые они явят, — просто хочется посмотреть в их лица, — лица людей, стоявших пред Божиим Ликом, людей, перед которыми прошла вся история земная — от Потопа (как у Еноха) до антихриста.

И ещё: хочется убедиться, что икона в маленьком храме в Камно и вправду точно передаёт черты великого пророка Божия Илии Фесвитянина.

Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая