Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

7 июля — Рождество Иоанна Предтечи

КРЫЛАТЫЙ ПРОРОК

Не раз видела в храмах удивительную икону: святой с крыльями, — не ангел, не архангел, а именно человек. Надпись на церковнославянском языке гласила, что это Предтеча и Креститель Господень Иоанн. Но почему он изображён с крыльями? На этот вопрос отвечает настоятель храма Рождества Иоанна Предтечи в Юкках протоиерей Григорий ГРИГОРЬЕВ.

— Святой Иоанн Предтеча, действительно, единственный из святых изображается с архангельскими крыльями. Но давайте подумаем: кто он — Предтеча и Креститель Господа Бога и Спаса нашего Иисуса? Иоанн Креститель — это смена эпох, это последний ветхозаветный пророк, первый новозаветный пророк и первый новозаветный мученик. Он был таким великим пустынником, постником и подвижником, что люди воспринимали его как ангела пустыни. И именно поэтому он изображается с архангельскими крыльями.

Собственно говоря, само рождение, появление Иоанна Крестителя является переломным в движении людей к Богу. Он крестил людей крещением покаяния. Дело в том, что за 1600 лет, прошедшие со времён, когда боговидец и пророк Моисей дал людям заповеди Божии (заповеди в духе любви!), которые сам он получил на горе Синай, постепенно они были заменены некими правилами, преданиями старцев, которые хотя сами по себе и являлись вполне благочестивыми, но за внешней формой было утрачено главное внутреннее содержание: исчез дух любви. Люди постепенно перестали воспринимать заповеди Божии в духе Божественной любви.

Покаяние, к которому Иоанн призывал народ Израилев, подразумевает собой перемену ума, как бы настраивание навигатора души на высшую, горнюю цель. Потеря любви, потеря живой связи с Богом все свойства человека превращает в грехи. Иоанн Креститель так и говорил людям, приходившим к нему: «Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния…» (Лк.3,7—8). И люди погружались в воды Иордана, и постепенно эта река наполнилась человеческими грехами.

Слава Иоанна Крестителя была настолько велика, что стоило бы ему только объявить себя Мессией, как тысячи пошли бы за ним. Но он ушёл в тень, умалился, когда на служение вышел Сам Христос. Быть пророком, когда Господь что-то тебе открывает, легко, а вот умалиться, дать дорогу Другому — ой как трудно! Иоанн смог. Многие ли из нас устояли бы против такого искушения? Понимание своего места, к сожалению, даже людям верующим бывает порой недоступно. А Иоанн, когда его прямо об этом спрашивали, отвечал: «…я глас вопиющего в пустыне...» (Ин.1,23); «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем…» (Мф.3,11). Будучи великим пророком, Предтечей и Крестителем Господним — Сам Христос сказал об Иоанне: «…из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя…» (Мф.11,11), — св.Иоанн смог удержаться от соблазна возвеличивания себя. Можно сказать, что крещение людей Иоанном восстанавливало в людях образ Божий, который человечество потеряло после грехопадения Адама, а крещение просвещения (Духом Святым) восстанавливало подобие Божие и превращало все свойства человека в таланты.

Собственно говоря, Иоанн Креститель и был ангелом пустыни, потому что никогда в мире не жил человек более смиренный, чем он. Именно к нему пришёл Христос для того, чтобы креститься от него. Иоанн же отказывался, понимая своё недостоинство: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» (Мф.3,14), но Иисус сказал в ответ: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф.3,15).

Как я уже говорил, река Иордан к этому моменту наполнилась многими человеческими грехами, но Господь вошёл в эту реку и этим как бы взял на Себя грехи мира. И уже после этого поднялся на Сорокадневную гору Искушений, чтобы пройти то испытание, которое не прошёл Адам, будучи в раю. Священное Писание говорит, что Ева послушалась змея и уговорила Адама нарушить заповедь Бога: «…от дерева познания добра и зла не ешь от него…» (Быт.2,17). Увы, Адам и Ева не попросили у Бога прощения за то, что прежде времени вкусили плод с древа познания добра и зла. Когда же Бог прямо спросил об этом Адама, тот ответил, что яблоко ему дала женщина, которую ему Сам Бог и дал. А Ева сказала, что её искусил змей, который пробрался в рай. Они как бы обвинили Бога в несправедливости к ним, у них исчезла любовь к Богу, исчезла любовь к самим себе как к образу и подобию Божию. Так исчезла любовь к людям и появилась ложная любовь — к мнению окружающих о себе. Изгнание из рая — это не географическое перемещение Адама и Евы из одной точки в другую, они остались в том же месте, но когда у них исчез дух любви к Богу, исчезла любовь к себе, то исчезло и ви΄дение райского сада.

Почему я об этом говорю? Потому что именно образ Божий восстанавливал Иоанн Креститель в реке Иордан, а Гос­подь на горе Искушения прошёл все те искушения, которые не прошёл Адам, и открыл для людей дорогу к безсмертию. Именно после этого началось Его служение, которое есть восхождение на Голгофу.

Кончина земного служения Иоанна Крестителя также произошла как первая мученическая смерть за Христа. Мне пришлось бывать в Себастии, в крепости царя Ирода на Святой Земле. Знаете, там сохранились развалины дворца Ирода и то место, где плясала дочь Иродиады, и темница, в которой был заточён Иоанн Креститель. Это жуткое, мистическое место, которое никогда не реставрировалось...

Есть на Святой Земле ещё несколько мест, связанных с именем Предтечи Господня Иоанна, которые особо почитаются верующими. Прежде всего, это место, где стоял дом праведных родителей Иоанна — Елисаветы и Захарии, — место, где младенец Иоанн появился на свет. В 1691 году францисканские монахи выкупили в Эйн Кареме участок земли с развалинами строений и возвели над ними церковь Рождества Иоанна Предтечи. Главной святыней храма стала пещера с надписью «Nic Precursor Domini natus est» — «Здесь рождён Предтеча Господень». Проехав Эйн Карем и Хадассу, попадаем ещё в одну обитель — монастырь св.Иоанна Предтечи «в пустыне», который почитается как место, где пророк провёл несколько лет в уединении. Есть легенда, что здесь, в скальной расщелине, прав.Елисавета скрывала младенца Иоанна от воинов нечестивого царя Ирода, который отдал распоряжение уничтожить всех младенцев мужского пола до двух лет от роду. Святой Захария как священник служил в Иерусалимском храме. Ирод послал туда воинов с приказанием открыть местопребывание младенца Иоанна и его матери. Захария ответил, что оно ему неизвестно, и был убит прямо в храме. А св.Елисавета с сыном продолжала жить в пустыне, где и умерла. Отрок же Иоанн, охраняемый ангелом, жил в пустыне до того времени, как вышел на проповедь о покаянии и сам сподобился крестить в Иордане Иисуса Христа.

Иоанн Креститель является для нас примером верности заповедям Божиим и примером абсолютного доверия к Богу. Его вера была так велика, что он при жизни стал ангелом пустыни.

предыдущая    следующая