Главная   Редакция    Помочь газете
  Духовенство   Библиотечка   Контакты
 

Газета основана в апреле
1993 года по благословению 
Высокопреосвященнейшего
Митрополита 
Иоанна (Снычёва)

  НАШИ ИЗДАНИЯ    «Православный Санкт-Петербург»       «Горница»       «Чадушки»       «Правило веры»       «Соборная весть»

        

К оглавлению номера

«Духовное Наследие»

ТОРЖИЩЕ ЖИЗНИ И СВЯТИЛИЩЕ ДУХА

Преподобный Серафим не раз сравнивал стяжание Духа Святаго с нашей земной торговлей. Он говорил: «Господь наш Богочеловек Иисус Христос уподобляет жизнь нашу торжищу и дело жизни нашей на земле именует куплею». Ярче всего такое сравнение видно на наших православных выставках — например, на тех, которые проводит творческое объединение «Духовное наследие». Для нас, посетителей, побывать на такой выставке — праздник, отдых для души, а для её устроителей каждая выставка — тяжёлый труд, постоянное решение всё новых и новых проблем… Об этих-то проблемах и размышляет сегодня Игорь Валерьевич Матвеев, руководитель ТО «Духовное наследие». 

— …Раньше можно было пригласить на выставку десять крупных монастырей, которые привозили большую экспозицию, продавали много товаров и могли заплатить большой взнос в организационный фонд. На эти деньги мы приглашали известных учёных, священников, деятелей культуры, покупали полнометражные кинофильмы, снимали большие залы, устраивали выставки известных художников… А теперь покупательная способность населения резко снизилась. Раньше приходил к нам пенсионер за иконами, приходил студент за книгами, приходила мама за товарами для детей, и набирали они товаров на такую сумму, что можно было устроить богатейшую культурную программу. А теперь приходится то один, то другой пункт из культурной программы вычёркивать: на это выступление денег не хватит, этот лектор не приедет, потому что едва дорогу сможет оплатить… Это отразилось и на посещаемости. Человек видит, что у него денег нет, и думает: «Я бы пошёл, но этого не смогу купить и того не смогу… Подожду до следующего раза».

Такова, так сказать, общая тенденция. Но мы со своей стороны как обещали народу, так до сих пор и тащим свой груз, не позволяя себе расслабиться. Это всякий поймёт, если взглянет на нашу культурную программу. Выставку «Масленица» мы традиционно посвящаем борьбе с пьянством. Мы привозим «Неупиваемую Чашу», проводим перед ней молебны и акафисты о трезвении России, а в субботу организуем огромный общегородской крестный ход, заканчивающийся большим молебном. Приходят священники, давшие обет трезвости, приходят те, кто пострадал от зелёного змия и смог исцелиться, приходят родственники тех, кто ещё не смог исцелиться, а также все те, кто болеет душой об этой русской беде.

Взгляните: у нас на каждый день выставки приходится четыре-пять мероприятий. Это и казачья тематика, и фольклорные номера, и встречи с писателями… Мы поддерживаем исполнителей-песенников и поэтов: устраиваем поэтические вечера, даём им слово, рекламируем их, даём серьёзные гонорары. Словом, мы поддерживаем полупрофессиональных и профессиональных исполнителей, стараемся, чтобы они обрели свою аудиторию, могли позволить себе издаваться и выходили на профессиональный уровень. Некоторые православные исполнители, начав на наших выставках, раскрутились и сейчас уже сами могут собирать залы. Знакомили мы посетителей и с историей русской армии: организовали встречи с военными историками, показали образцы старинной формы… И, конечно, педагогическая тема нас волнует: приходят серьёзные педагоги с большим опытом работы, дают советы, учат родителей, как правильно вести себя с детьми… Мы приглашаем по возможности крупных бого­словов — таких как профессор А.И.Осипов, прот.Олег Стеняев…

Словом, если некоторые другие православные выставки становятся сегодня всё более похожими на ярмарки, то понятно, почему это происходит: на то есть объективные причины, — но к нам, слава Богу, это пока не относится! Мы и дальше будем сохранять духовные и культурные составляющие выставки и высоко держать знамя петербургского качества в организации мероприятия.

— Вы устраиваете выставки во многих городах, бываете в самых разных уголках России… В связи с этим такой вопрос: можно ли по поведению посетителей судить в целом о духовном состоянии данного города?

— Косвенно — да… Конечно, делать серьёзные выводы было бы поспешно, но всё-таки… Я вот что заметил: когда мы говорим, что Россия — традиционно православная страна, то кое-что нужно уточнить. В современной России есть города, в которых православные русские корни живы до сих пор. Это области от Тулы и на юг, до Воронежа, до Дона, это брянские земли, орловские, липецкие, рязанские, казачьи… Там православная тема вызывает в народе живой интерес. А вот жители крупных городов, таких как Москва, Петербург, Екатеринбург, — вообще городов-миллионщиков, — они сегодня порядочно расхристанны. Нет, и в этих городах есть группы — и очень большие! — верующих, воцерковляющихся, помогающих ближним, но именно здесь мы видим, что посетители ждут от выставки не столько духовного просвещения, сколько светского развлечения. Для них куда интересней было бы прийти на масленичную ярмарку с сожжением чучела, с плясками, с блинами, а вовсе не с молебнами у иконы «Неупиваемая Чаша»… Москвичи и вовсе относятся к православной выставке как к базару, как к торговым рядам. Московские выставки выглядят очень скучно! Но москвичи, как ни странно, этим довольны. Вот пример: в 2015 году мы занимались сбором денег для Луганска. К нам приехал с чудотворной иконой отец архимандрит из Луганского Введенского монастыря, и мы с ним объезжали те города, где мы проводим наши выставки. В каждом городе мы вместе с посетителями молились перед Луганской иконой Божией Матери об умиротворении на Украине. Мы попытались сделать это и в Москве, — и какова же была реакция москвичей? Не было никакой реакции! Никакого интереса!

Не хочу обидеть православных, которые живут в наших мегаполисах, но, к сожалению, надо признаться, что по анализу посетителей, по их поведению, по потребительским предпочтениям видно, что для них самый желанный товар на православной выставке — это мясо. Стоят бедные матушки-монахини у своих стендов и смотрят, как где-то вдалеке фермер бойко торгует вяленым мясом, и какая очередь к нему выстроилась. А монахини приехали сюда со своими красивыми иконками — и соберут ли они денег на обратную дорогу? Посетители иконки разглядывают, целуют, но не покупают ничего.

Поэтому-то мы запустили отдельным проектом такую выставку, как «Хлебосолье». Раз люди так ценят еду — мы будем чаще её привозить. Что ж, все любят вкусно поесть, ничего тут не поделаешь. Но то, что на православную выставку люди идут за рыбой и мясом, — это не анекдот, это факт. Можно на это жаловаться, а с другой стороны, можно это и использовать. Для воцерковлённого человека выставка есть некое отдохновение, а для невоцерковлённого — это некий шажок, который может подвести его к Церкви. Это мостик между тем культом, который он знает, — культом потребления — и культом Христовым, церковным образом жизни. Мы должны помочь ему перейти этот мостик! Мы, можно сказать, маскируемся под рынок — ради завлечения ближнего своего. Мы как бы говорим невоцерковлённому человеку: «Это не храм, нет! Это магазин! Здесь всё, как ты любишь: гастрономия, ресторанный дворик! Здесь всё продаётся, здесь есть товар, есть продавцы!» А на самом деле под видом продавцов прячутся батюшки и матушки, чтецы, звонари и воцерковлённые миряне, которые, прежде чем продать свой товар, должны рассказать, что за икона тут стоит, почему именно она может помочь вам в ваших бедах, где об этом почитать и так далее… Мы пытаемся сделать из выставки некую малую ступенечку к вере, чтобы человек, вступив на неё, захотел бы продолжить восхождение, и, может быть, в конечном итоге полностью посвятить свою жизнь Богу.

— И всё-таки вернёмся к духовной составляющей выставок. Прибытие святынь вы планируете заранее? Как вы решаете, какая именно святыня будет главной на данной выставке?

— Во-первых, скажу: для нас непременным условием является непрестанная молитва на протяжении всей выставки: акафисты сменяются молебнами, молебны — акафистами, проходят беседы со священниками… С той или иной святыней обязательно приезжают сопровождающие её клирики или монашествующие, на этом мы настаиваем! Нельзя, чтобы икону окружали одни охранники. Нельзя, чтобы люди спрашивали: «Что у вас за икона?» — а им в ответ: «Не знаем, мы сами не из этого города!» Обязательно должна приехать делегация, которая устроит фотоэкспозицию, напечатает особые памятки, поговорит с народом о своей святыне. Пусть приезд иконы станет окормлением, духовной помощью человеку.

Как мы решаем, кого пригласить? Это может быть простое решение: есть, допустим, где-то далеко весьма почитаемая икона, к которой трудно съездить самостоятельно, — и мы её зовём в гости… Это может быть представление целого монастыря, который в целом осмысляется как святыня, — Дивеевская обитель, или Валаам, или Синай, или тот же Иерусалим… Это может быть и новая интересная тема: вспомните, например, как приезжала к нам делегация Православной Церкви Кении! К сожалению, сирийских православных сегодня очень сложно приглашать, но мы не оставляем попыток — когда-нибудь мы непременно и Сирийскую Православную Церковь пригласим. Пусть в Петербурге, и в Москве, и в других городах зазвучит на арабском языке, на языке Мухаммеда молитва Иисусу Христу. А как замечательно звучит молебен на языке суахили! — это когда у нас служили православные кенийцы. Священник из Кении молится, а наши диакон и чтец изо всех сил пытаются понять, какая это молитва звучит, чтобы присоединиться к молебну. Помню, в самый ответственный момент молебна не смогли найти чашу для святой воды! Что делать? Срочно разрезали пополам большую бутыль от питьевой воды — и вышло так органично: оказывается, там, в африканских сёлах, православные по бедности своей всегда так делают. Кенийский священник увидел такую «чашу» и говорит: «Что ж это! Словно я и не выезжал из своего села!» И давай всех окроплять! А помазание у них проходит по греческому чину: не только лоб, но и руки и ноги. Но дело-то было петербургской зимой: кенийский батюшка поначалу попытался пришедшим к помазанию людям залезть в валенки, но быстро понял, что этого, пожалуй, делать не стоит. У него-то в деревне, наверное, таких проблем не возникает: там все босые ходят. Мы хотим снова пригласить кенийцев: прошло уже пять лет, пора возобновить контакт.

— Каково было ваше самое сильное духовное впечатление за время выставок?

— Это была первая наша выставка. Я тогда мало что умел и, естественно, делал много-много ошибок. Но я постоянно ощущал прямую помощь Божию, руководство свыше. Когда наступал нужный момент, меня буквально поднимало с места и несло в ту сторону, где без меня вопрос не мог бы разрешиться. И такое было благодатное чувство, что Господь Сам доделывает то, что я не успел доделать. Народу тогда пришло очень много, организовать поток было очень сложно, много оказалось непродуманных моментов, — но всё чудесным образом разрешалось на месте, прямо в момент возникновения проблемы: я только успевал о ней узнавать, как Господь сразу оказывал помощь. Тогда я впервые понял, что это Бог меня благословляет выставками заниматься. То, что православная выставка — дело душеполезное, я знал и ранее, приходя на неё как зритель: ведь на выставке человека посещает порой то же чувство близости к Богу, которое бывает только в храме. И действительно: здесь кругом святые образа, монахи, священники, люди постоянно молятся… И у меня никогда не было сомнений, что это духовно полезное дело, — но вот то, что меня самого Господь благословил им заниматься, мне стало понятно на первой моей выставке.

Вопросы задавал Алексей БАКУЛИН

предыдущая    следующая